Молчание ягнят или что представляет собой сейчас Одесская киностудия

Сергей Стеблиненко  |  Четверг, 4 июня 2020, 15:15
Знаете, кто является самым главным человеком в современном кино? Ни за что не догадаетесь -зритель. Именно этот неизвестный человек дает ответ на вечный вопрос - какие фильмы нужно снимать, а какие - нет. Он может ошибаться, тем не менее, именно его голос является решающим.
Молчание ягнят или что представляет собой сейчас Одесская киностудия

То, что вы прочитаете сейчас, является мнением зрителя, которому совершенно безразличны "хотелки" одних кинематографистов и "мечталки" других. Ему нужно хорошее, качественное кино, которое в наших краях, увы, не водится уже давно. Вместо него мы имеем "счастье" наблюдать постоянные "драчки" за украинские киностудии, в которые вовлечены все, начиная от маститых режиссеров и операторов, заканчивая монтировщиками декораций и ведущими актерами массовки, возомнившими себя голливудскими звездами. Все это продолжается ни одно десятилетие и конца и края этому бардаку не видно. Кипят нешуточные страсти, делаются громкие заявления, но воз реального кинопроизводства и ныне там - фильмы, достойные внимания зрителя, на экран не выходят, а те крохи, которые выделяет на их создание государство, разворовываются еще до начала съемки.

Буквально на днях Украину снова накрыла волна дискуссий на эту тему в связи с назначением (уже случившимся) на пост министра культуры бывшего гендиректора телеканала "1+1" Александра Ткаченко. Ему вменяют в вину то, что часть акций Одесской киностудии в свое время выкупил олигарх Коломойский и назначил "своего человека" Ткаченко "смотрящим" за этим объектом недвижимости.

Иначе, чем объект недвижимости, Одесскую киностудию назвать невозможно. 13,5 гектаров земли в самом престижном месте города у всех, кто имеет к ним хоть какое-то отношение, вызывает лишь желание продать эту землю под застройку, заработав приличные деньги. Им сопротивляется небольшая группа (увы, с каждым годом она уменьшается) профессиональных кинематографистов, мечтающих о возрождении на этих гектарах кинопроизводства. Ни у первых, ни у вторых ничего не получается - продать не позволяют законы и общественность, а снимать кино - полнейшее разорение самой студии. Как говорилось в старой комедии, "все украдено еще до нас". Дело в том, что студия - это, прежде всего, "цеха", отвечающие за различные направления производства - свет, звук, костюмы, декорации, транспорт и т.д. Ничего нет. Все давно списано по ветхости или приватизировано. Даже съемочные павильоны превращены в большие сараи, в которых что либо снимать нельзя. Впрочем, при нынешнем развитии съемочной техники, без них можно легко обойтись, что и делается успешно большинством частных киностудий.

Сидя на диване у экранов телевизоров, многие не догадываются, что часть телепродукта (модное словцо), который демонстрируется с утра до вечера, снята в Одессе или Ильичевске. Можно до хрипоты спорить о качестве этих телевизионных фильмов, но у них имеется одно неоспоримое преимущество - их можно увидеть. Они есть. От них не отмахнешься, ибо они сами "приходят" в каждый дом. А вот киношедевров, которые заставили бы оторвать зад от любимых диванов и занять места в кинотеатре (заплатив за это немалые деньги) по прежнему нет. Вернее, такие фильмы есть, только к нынешней Одесской киностудии они не имеют никакого значения.

Так получилось, что у меня есть хорошие друзья и среди тех, кто имел прямое отношение к былой славе одесского кино и тех, кто снимает для телевидения сегодня. Имел счастье "постоять рядом" с несколькими художественными фильмами в 80-е и поработать над сценариями для ТВ в нулевые. Не хочется обижать ни тех, кто отстаивает "как раньше", ни тех, кто старается снимать "с колен", без какой либо поддержки государства. У каждого из них своя правда, которая не является единственно верной.

Давайте смотреть на вещи не через розовые очки, а реально - киностудии больше нет и в том виде, в каком она была раньше, не будет. Чтобы возродить кинопроизводство нужны новые творческие и технические кадры (самым молодым спецам сегодня не меньше 60 лет) и новое съемочное оборудование. Все это стоит больших денег, которых тоже нет. Надеяться на государство не стоит - целевого финансирования кино, которое существовало в СССР больше не будет никогда. Единственное, что может сделать власть, это проводить политику наибольшего благоприятствия, как это было во Франции в 60-е годы - льготное налогообложение собственного кинопроизводства и проката, введение квот на прокат зарубежных фильмов. Все. На большее рассчитывать не стоит.

Как мне кажется, пришло время вмешаться в эту бесконечную историю и зрителю. Прервать "молчание ягнят" и в полный голос высказать свои требования. Нужно помнить, что не зритель существует для заполнения кинозалов, а само кино должно притягивать в них зрителя. Если не сделать этого сейчас, то завтра будет просто поздно...

comments powered by HyperComments