Молчание ягнят или что представляет собой сейчас Одесская киностудия
То, что вы прочитаете сейчас, является мнением зрителя, которому совершенно безразличны "хотелки" одних кинематографистов и "мечталки" других. Ему нужно хорошее, качественное кино, которое в наших краях, увы, не водится уже давно. Вместо него мы имеем "счастье" наблюдать постоянные "драчки" за украинские киностудии, в которые вовлечены все, начиная от маститых режиссеров и операторов, заканчивая монтировщиками декораций и ведущими актерами массовки, возомнившими себя голливудскими звездами. Все это продолжается ни одно десятилетие и конца и края этому бардаку не видно. Кипят нешуточные страсти, делаются громкие заявления, но воз реального кинопроизводства и ныне там - фильмы, достойные внимания зрителя, на экран не выходят, а те крохи, которые выделяет на их создание государство, разворовываются еще до начала съемки.
Буквально на днях Украину снова накрыла волна дискуссий на эту тему в связи с назначением (уже случившимся) на пост министра культуры бывшего гендиректора телеканала "1+1" Александра Ткаченко. Ему вменяют в вину то, что часть акций Одесской киностудии в свое время выкупил олигарх Коломойский и назначил "своего человека" Ткаченко "смотрящим" за этим объектом недвижимости.
Иначе, чем объект недвижимости, Одесскую киностудию назвать невозможно. 13,5 гектаров земли в самом престижном месте города у всех, кто имеет к ним хоть какое-то отношение, вызывает лишь желание продать эту землю под застройку, заработав приличные деньги. Им сопротивляется небольшая группа (увы, с каждым годом она уменьшается) профессиональных кинематографистов, мечтающих о возрождении на этих гектарах кинопроизводства. Ни у первых, ни у вторых ничего не получается - продать не позволяют законы и общественность, а снимать кино - полнейшее разорение самой студии. Как говорилось в старой комедии, "все украдено еще до нас". Дело в том, что студия - это, прежде всего, "цеха", отвечающие за различные направления производства - свет, звук, костюмы, декорации, транспорт и т.д. Ничего нет. Все давно списано по ветхости или приватизировано. Даже съемочные павильоны превращены в большие сараи, в которых что либо снимать нельзя. Впрочем, при нынешнем развитии съемочной техники, без них можно легко обойтись, что и делается успешно большинством частных киностудий.
Сидя на диване у экранов телевизоров, многие не догадываются, что часть телепродукта (модное словцо), который демонстрируется с утра до вечера, снята в Одессе или Ильичевске. Можно до хрипоты спорить о качестве этих телевизионных фильмов, но у них имеется одно неоспоримое преимущество - их можно увидеть. Они есть. От них не отмахнешься, ибо они сами "приходят" в каждый дом. А вот киношедевров, которые заставили бы оторвать зад от любимых диванов и занять места в кинотеатре (заплатив за это немалые деньги) по прежнему нет. Вернее, такие фильмы есть, только к нынешней Одесской киностудии они не имеют никакого значения.
Так получилось, что у меня есть хорошие друзья и среди тех, кто имел прямое отношение к былой славе одесского кино и тех, кто снимает для телевидения сегодня. Имел счастье "постоять рядом" с несколькими художественными фильмами в 80-е и поработать над сценариями для ТВ в нулевые. Не хочется обижать ни тех, кто отстаивает "как раньше", ни тех, кто старается снимать "с колен", без какой либо поддержки государства. У каждого из них своя правда, которая не является единственно верной.
Давайте смотреть на вещи не через розовые очки, а реально - киностудии больше нет и в том виде, в каком она была раньше, не будет. Чтобы возродить кинопроизводство нужны новые творческие и технические кадры (самым молодым спецам сегодня не меньше 60 лет) и новое съемочное оборудование. Все это стоит больших денег, которых тоже нет. Надеяться на государство не стоит - целевого финансирования кино, которое существовало в СССР больше не будет никогда. Единственное, что может сделать власть, это проводить политику наибольшего благоприятствия, как это было во Франции в 60-е годы - льготное налогообложение собственного кинопроизводства и проката, введение квот на прокат зарубежных фильмов. Все. На большее рассчитывать не стоит.
Как мне кажется, пришло время вмешаться в эту бесконечную историю и зрителю. Прервать "молчание ягнят" и в полный голос высказать свои требования. Нужно помнить, что не зритель существует для заполнения кинозалов, а само кино должно притягивать в них зрителя. Если не сделать этого сейчас, то завтра будет просто поздно...