Россия вынужденно уменьшила свою добычу газа
Сначала скупая на эмоции статистика:
По итогам марта добыча газа в России обрушилась на 12,3 процента, до 59,4 миллиарда кубометров, по отношению к тому же периоду прошлого года. Об этом говорится в отчете Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).
Экспорт в дальнее зарубежье снизился на 17,7 процента, до 13,3 миллиарда кубометров, что связано с рядом факторов. Помимо эпидемии коронавируса, это аномально теплая зима и рекордные запасы газа в хранилищах.
С начала года отбор из хранилищ вырос на 28 процентов, но даже к концу отопительного сезона запасы останутся значительными, что окажет влияние и на поставки летом.
Ранее стало известно, что в январе-феврале «Газпром», обладающий монополией на экспорт трубопроводного газа, лишился 51,3 процента экспортных доходов. Компания получила 5,046 миллиарда долларов. Экспорт газа также сократился, но только на 24,6 процента, до 32,5 миллиарда кубометров, по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Из данных Генеральной администрация по таможне КНР и Федеральной таможенной службы (ФТС) России стало известно, что в первые два месяца 2020-го газ в Китай поставлялся по стоимости 203 доллара за тысячу кубометров. Это в полтора раза меньше, чем предполагалось при начале строительства.
Что же случилось с Газпромом?
Ничего сверхъестественного - просто Миллер наступил на те же самые грабли, что и Сечин.
Давайте вспомним, что происходило до этого..
Первую половину прошлого года все российские СМИ в один голос кричали о том, что перекроют транзит через Украину, запустив "Северный поток - 2". Во второй половине 2019 года стало понятно, что запуск газопровода невозможен технологически. Вместе с тем Газпром продолжал пугать остановкой украинского транзита. Европа реально испугалась и начала активно закачивать в хранилища газ - мерзнуть зимой не хотелось никому. Когда же американские санкции распугали швейцарцев и те прекратили работы по укладке последних 100 км трубы, Москва пошла на попятную - выплатила Украине 2,9 млрд долларов долга (включая 300 млн за задержку оплаты) и заключила крайне неприятный для себя транзитный договор - в соответствии с европейскими законами ЕС при условии предоплаты за гарантированный объем прокачки.
И тут случилась теплая зима. Естественно, европейцы начали отбирать из хранилищ уже купленный газ. Понятно, что упали одновременно и объемы закупки голубого топлива, и его цена.
В итоге заморожены 40 млрд долларов - 9 на морском участке СП-2, о чем любят писать пропагандисты, и 31 - на континентальной части России, о чем они писать не любят. К этому стоит добавить, что "Турецкий поток" работает лишь на половину мощности, а с "Силой Сибири" вообще сплошные непонятки.
В общем, имеем то, что имеем. Вернее, господина Миллера теперь имеют все, кому не лень. Как, впрочем, и господина Сечина, который попал в аналогичную историю, спровоцировав обвал нефтяного рынка.
Хотели, как лучше, а получилось, как предсказывал Черномырдин. Один стремился наказать Украину, другой - ударить по сланцевой нефти США.
Отака фігня, малята!