Не так страшен черт, как его малюют...
Понятно, что рано или поздно этот газопровод достроили бы обязательно. Вопрос в другом - как это изменит ситуацию в Украине и ... России. Как ни странно, отказ от украинского транзита ударит по экономике России гораздо больнее, чем по Киеву. Дело в том, что экспорт углеводородов приносит Москве 54% поступлений в бюджет, из которых на газ приходится чуть меньше половины. В настоящее время через украинскую ГТС в Европу перекачивается около 100 млрд кубов газа, т.е. половина всего газового экспорта России. А теперь посмотрим, сколько газа способны перекачать строящиеся "Северный поток -2" и "Турецкий поток"?
Максимально 55+34 = 89 млрд кубов в год. Но это лишь в том случае, если СП-2 будет работать на всю мощность без каких-либо ограничений. В этом случае потери российского бюджета от недопоставки в Европу 10% природного газа составят порядка 1,5%.
Но никто не гарантирует Кремлю, что ему удастся обойти 3-й энергопакет ЕС и заполнить СП-2 на всю мощность! Достаточно одной из стран ЕС (например, Польше) выступить против, как мощность газопровода уменьшится до 27,5 млрд кубов в год, несмотря на все принятые Германией поправки. А это еще 3,5% потерь бюджета. Итого - 4.5% при росте российской экономики максимально в 1,5%.
Кроме того, "Турецкий поток" никак не заработает сразу на всю мощность. Дело в том, что из Турции в Европу нет магистральных газопроводов. Их еще нужно построить, а это достаточно длительный процесс, включающий переговоры с Болгарией, Румынией и другими странами на Балканах. Для самой Турции 34 млрд кубов газа слишком много, если учесть, что она уже получает газ по газопроводу "Набукко" из Азербайджана и Туркмении. В консорциуме, построившем этот газопровод мощностью 32 млрд кубов в год, приняли участие компании OMV Gas GmbH (Австрия), BOTA; (Турция), «Булгаргаз» (Болгария), Transgaz (Румыния). Захотят ли эти страны плодить конкурентов? Я бы не стал уверенно заявлять что-либо по этому поводу.
Кроме того, запуск на полную мощность сразу всех газопроводов в обход Украины невозможен ни по причинам незавершенности строительства, ни в связи со сложной бюрократической процедурой его запуска. Например, СП-1 заработал "на всю катушку" лишь через несколько лет после его запуска. Сможет ли Россия несколько лет протянуть с падением бюджета на 5-7%?
Это - реалии. То, чем сегодня пугают Путин и его подельники, ни что иное, как блеф в расчете на слабые нервы украинцев. Можно подкупить киевских чиновников и, как показывает, практика, они подпишут все, что угодно, в зависимости от личного интереса. Но для этого должен успокоится украинский народ. Вот его "на испуг" и пытается взять сегодня Москва. Увы, украинские издания, тупо перепечатывающие кремлевские "страшилки" вольно или невольно дуют на ту же пропагандистскую мельницу.
Теперь о том, что реально может потерять Украина от прекращения транзита через ее территорию российского газа.
Транзит приносит Киеву порядка 3 млрд долларов ежегодно. Это порядка 2% поступлений в бюджет приросте в 2,5%. Как говорится, больно, но не критично. Бывали случаи и похуже. Может возникнуть еще одна неприятность - уменьшение количества газа на рынке в Европе автоматически повлечет его подорожание, в том числе и для украинцев, закупающих его там же.
Понятно, что США и Катар займут освободившуюся нишу и лет за 5 стоимость поставляемого ими СПГ упадет, но какое-то время мы вынуждены будем обогревать свои дома дорогим газом. В этом есть и положительный момент - Россия рискует потерять значительное число нынешних покупателей, что сильно ударит по ее экономике. Но готовы ли мы терпеть трудности ради победы над Мордором?
Оптимальный для всех сторон выход, конечно, есть. Для этого Газпром должен заключить 10-летний договор на транзит через Украину 60 млрд кубов газа. При рентабельности ГТС Украины в 45 млрд кубов это вполне нормальный компромисс (больше от этого каравая мы, увы, не отщипнем). В этом случае потери от уменьшения транзита будут компенсироваться экономией на приобретении дополнительных 5 млрд кубов технического газа, которые необходимы для поддержания давления в ГТС зимой в случае прекращения транзита совсем.
Ситуация, конечно, неприятная, но никак не тупиковая. Просто, в ней не будет ни победителей, ни побежденных, как этого сильно хочется обеим сторонам.