В Одессе показали с высоты памятники основателям города (ФОТО, ВИДЕО)
Так называемые памятники "основателям Одессы" к реальному основанию города имеют довольно мало отношения - так как современный город Одесса ведет непрерывную историю с турецкого города Хаджибей и литовского городка и крепости Коцюбиев, а античные поселения на этом месте были еще раньше.
Тем не менее, именно при императрице Екатерине II земли Северного Причерноморья были присоединены к Российской империи. И при этом Екатерина проводила двоякую политику. Выражаясь образно, "одной рукой" она душила остатки украинской казацкой государственности, а "другой рукой" создавала в новоприобретенных землях условия для их заселения и социально-экономического развития. Так что, определенная общеполитическая заслуга императрицы в том, что на месте взятого штурмом турецкого Хаджибея затем начал расти город с новым названием Одесса - есть.
А вот герцог де Ришелье в нашем "локальном" историческом контексте вполне может считаться истинным основателем современной Одессы. Его политика вместе с действовавшим здесь режимом "свободной экономической зоны" с беспошлинной торговлей привели к бурному экономическому, демографическому, общественному и политическому росту Одессы. Именно при Ришелье был дан старт превращению Одессы в третий по значению город огромной империи. И если бы не он, то Одесса осталась бы, в худшем случае, на уровне развития, например, Овидиополя или Вознесенска, а в лучшем - достигла бы уровня Херсона или Очакова.
Именно поэтому памятники и Ришелье, и Екатерине имеют очень большое историческое значение для современной Одессы, даже несмотря на всю неоднозначность политики Екатерины II по отношению к Украине и украинскому народу. В небольшом видеосюжете показываем оба памятника с высоты птичьего полета - и в масштабе всего города, и крупным планом.
Памятник Дюку установлен 193 года назад, 22 апреля 1828 года. Он представляет собой бронзовую статую Ришелье в римской тоге со свитком в руке и тремя латунными горельефами, символизирующими земледелие, торговлю и правосудие. Скульптор - Иван Мартос, корсиканец по происхождению. Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент выдающегося петербургского архитектора А. И. Мельникова и архитектора Ф. К. Боффо. Монумент в стиле классицизма, представляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую А.-Э. Ришельё.
Величина фигуры несколько больше натуральной. Квадратный в плане пьедестал с карнизом из розового полированного гранита с берега реки Южный Буг (около Вознесенска), подаренный херсонским помещиком Скаронинским, отделан мастером П. Джерари. Основанием пьедестала служит стилобат в форме усечённой пирамиды из местного известняка с четырьмя ступенями из гранита.
На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На фасадной — латунная золочёная плита с надписью:
ГЕРЦОГУ ЕММАНУИЛУ ДЕ РИШЕЛЬЕ УПРАВЛЯВШЕМУ СЪ 1803 ПО 1814 ГОДЪ НОВОРОССIЙСКИМ КРАЕМЪ И ПОЛОЖИВШЕМУ ОСНОВАНIЕ БЛАГОСОСТОЯНИЮ ОДЕССЫ БЛАГОДАРНЫЕ КЪ НЕЗАБВЕННЫМЪ ЕГО ТРУДАМЪ ЖИТЕЛИ ВСЕХЪ СОСЛОВIЙ СЕГО ГОРОДА И ГУБЕРНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ХЕРСОНСКОЙ И ТАВРИЧЕСКОЙ ВОЗДВИГЛИ ПАМЯТНИКЪ СЕЙ ВЪ 1826 ГОДѣ ПРИ НОВОРОССIЙСКОМ ГЕНЕРАЛЪ-ГУБЕРНАТОРѣ — ГРАФѣ ВОРОНЦОВѣ
На трёх боковых сторонах — бронзовые горельефные изображения, символизирующие торговлю, правосудие и земледелие. Работами по установке памятника руководил архитектор Ф. К. Боффо.
Памятник императрице Екатерине первоначально установили в Одессе в 1900 году. Автором общей композиции памятника является известный одесский архитектор Юрий Дмитренко. Саму фигуру Екатерины создал скульптор Михаил Петрович Попов. Также в создании памятника участвовали скульпторы Борис Эдуардс и Леопольд Менционе, а также инженер А.А. Сикорский. Открыть памятник планировали к 100-летию Одессы в 1894 году. Но после длительного архитектурного конкурса в 1894 году состоялась лишь закладка памятника, а строительные работы и творчество скульпторов затянулись аж до 1900 года.
Ниже самой скульптуры Екатерины установлены фигуры четырех человек, непосредственно причастных к строительству города. Это фавориты Екатерины Платон Зубов и Григорий Потемкин, автор проекта планировки города и порта Франц де Волан, адмирал и лоббист основания города и порта на месте турецкого Хаджибея Иосиф (Хосе) де Рибас.
В 1917 году памятник задрапировали, а в 1920-м - демонтировали. Фигура Екатерины ушла в переплавку, за исключением головы. А скульптуры основателей Одессы и голова основной фигуры Екатерины сохранились в Одесском краеведческом музее. Затем на месте памятника Екатерине, на том же постаменте, установили последовательно два памятника Карлу Марксу - в виде "головы", которую сдуло ветром, а затем и ростовой фигуры. В послевоенное время некоторое время тут просто стояла фигура в виде серпа и молота, а с 1965 года - памятник матросам - участникам восстания на броненосце "Потемкин".
Идеи восстановить памятник Екатерине высказывались в Одессе еще с конца 1980-х .На практике эту идею реализовали в 2005-2007 гг. при мэре Эдуарде Гурвица. Новый памятник большей частью "новодельный". Но фигуры Зубова, Потемкина, де Волана и де Рибаса после реставрации использовали те самые. от старого памятника.
Новый памятник Екатерине формально назвали "памятником основателям Одессы", чтобы не поднимать на официальном уровне тему монархизма и антиукраинской политики императрицы. Тем не менее, этот памятник даже спусти почти 15 лет после воссоздания, все равно остается объектом политической борьбы. Тем временем немалую роль во внешнем облике памятника Екатерине играют голуби.