Одесса и самая длинная морская фамилия

Александр Вельможко  |  Вівторок, 1 грудня 2020, 13:13
Исторические совпадения или что общего у украинской академии наук, самой "заковыристой" фамилией военного флота Российской империи и Одессой?
Одесса и самая длинная морская фамилия

Все, кто интересуется военной историей начала ХХ века или хотя бы краем уха слышал о Цусимском сражении, встречал морского офицера с самой "заковыристой" фамилией. Петр Иванович Паттон-Фантон-де-Верайон - в Цусиме он был старшим офицером на крейсере "Изумруд".

Том самом, который уже после сражения, в момент, когда остатки 2-й Тихоокеанской эскадры сдавались японцам, прорвал кольцо окружения и на большой скорости ушел в сторону Владивостока. Но не дошел - из-за поломок и недостатка угля, ошибок командира барона Василия Ферзена сел на камне в бухте Ольги, затем был взорван. А команда крейсера пешком, в духе эпических путешествий XIX века, шла по берегу больше полутора месяцев во Владивосток. 


Крейсер "Изумруд"

Но мы не об этом. Упомянутый Петр Паттон-Фантон-де-Верайон, обидно прозванный в романе Новикова-Прибоя "Ватай-Ватай", затем служил на других крейсерах, получил огнестрельное ранение в 1906 году во время мятежа в Кронштадте, участвовал в спасении людей после землетрясения в итальянской Мессине в 1908 году, а с 1910 года - служил на Черноморском флоте с повышением в звании до капитана 1-го ранга. В 1912-1916 гг. командовал старым учебным броненосцем "Синоп", который в качестве корабля береговой обороны и флагмана "Отряда судов обороны Северо-Западной части Черного моря" охранял бухту Севастополя, заходил в Одессу и проходил ремонт в Николаеве. 


Броненосец "Синоп" в 1915 г. - окрашенный в камуфляжную схему, чтобы сбить с толку и запутать противника. Через оптические приборы определить расстояние до такого корабля и даже определить его курс было почти невозможно.

С 6 декабря 1915 года Паттон-Фантон-де-Верайон стал контр-адмиралом и в этом звании возглавил отряд судов обороны Северо-Западной части Черного моря, которым командовал до апреля 1917 года. Этот отряд, базирующийся в Одессе, должен был воспрепятствовать возможному турецкому десанту в этом районе, обеспечивать безопасность судоходства и морские перевозки из Одессы на Дунай - в интересах Румынского фронта. С осени 1916 года флагманом отряда стал "Синоп". Затем из части его кораблей была сформирована Дунайская флотилия.


Порт Одессы в 1905 году с броненосцем "Георгий Победоносец", однотипным с "Синопом"

Уже после событий Февральской революции и начавшегося развала вооруженных сил бывшей Российской империи Петр Иванович Паттон-Фантон-де-Верайон ушел со службы и числился в запасе. Затем во время Гражданской войны он руководил Русско-Дунайским пароходством и был комиссаром портов и судоходства Украинской державы при гетмане Скоропадском. Затем служил в военном флоте у белогвардейцев, руководил базой для русских торговых судов, подконтрольных белогвардейцам, в Константинополе. После 1920 года оказался в эмиграции в Болгарии, жил в Берлине и, после прихода к власти Гитлера, во Франции, где управлял санаторием для легочных больных в Савойе. Там он и умер осенью 1941 года.


Петр Иванович Паттон-Фантон-де-Верайон, фото, отправленное в качестве открытки племяннице Татьяне в 1925 г.

Кстати, его младший брат Николай тоже стал контр-адмиралом в 1917 году и командовал 2-й бригадой линейных кораблей Балтийского флота, затем некоторое время служил в военном флоте Украины в 1918 г, после чего до 1923 года занимал различные руководящие посты в Красном балтийском флоте - начальника базы в Кронштадте в 1919-1920 гг., в 1920-1922 гг руководил училищем командного состава РККФ, затем был в составе Морской исторической комиссии. После 1923 г. его судьба неизвестна, возможно - красный адмирал Николай Паттон-Фантон-де-Верайон был репрессирован.

Но откуда же такая фамилия у русских морских офицеров? Отец Петра и Николая Иван Петрович Патон (Паттон) (1837-1911 гг.) был действительным статским советником по линии МВД. А женился он, когда был чиновником особых поручений при бессарабском губернаторе - на его дочери Софии Фантон-де-Верайон (родилась в 1837 г.).

В свою очередь, ее отец Михаил Львович Фантон-де-Верайон (1804-1887 гг.) , воевал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., генерал майор с 1849 г.. Он был знаком или даже дружил с Пушкиным - и упомянут в его автобиографии 1833 года как "Фант". Затем, в 1858 г. Фантон-де-Веррайон был произведён в звание генерал-лейтенанта и, вместе с полковником бароном Штакельбергом после завершения Крымской войны, участвовал в международной комиссии по разграничению Бессарабии - часть ее тогда передали княжествам Молдавия и Валахия. В 1857-1862 гг. был военным губернатором Бессарабской губернии - и на этом посту занимался благоустройством Кишинева, причем вместе с одесским архитектором Александром Бернардацци.

А изначально семья Фантон-де-Верайон - потомки дворян, эмигрировавших в конце XVIII века после Французской революции. Их род известен в окрестностях французского города Бриансон, как минимум, с середины XVI века. Примечательно, что имение Фантон-де-Верайонов было в Смоленской губернии, около городка Рославль в селе Малое Кошкино - фактически в "родовом гнезде" династии Романовых. Возможно, именно поэтому, обдумывая возможность отмены крепостного права, император Николай I из всех приехавших к нему дворянских делегаций, дал аудиенцию только предводителю дворянства Рославльского уезда - Михаилу Фантон-де-Верайону. 

"Наш герой" Петр Иванович после смерти матери в память о ней сменил фамилию, "соединив" в ней видоизмененную фамилию отца (Патон) и ее девичью фамилию (Фантон-де-Верайон).

А у его отца Ивана Петровича Патона был старший брат - Оскар Петрович Патон (1823-1900 гг.), который был военным инженером, а затем работал на дипломатическом поприще. В его семье было пять сыновей и две дочери.


Оскар Петрович Патон, 1900 г.

Один из сыновей, Евгений, родившийся в марте 1870 года в Ницце, где отец работал тогда консулом, затем в 1894 году закончил Политехнический институт в Дрездене, а в 1896 году - институт инженеров путей сообщения в Петербурге. Затем Евгений Оскарович Патон преподавал в Киевском политехническом институте, был статским советником, стал выдающимся инженером, автором проектов многих мостов, одним из "отцов-основателей" электросварки и директором профильного института. И при этом он был вынужден скрывать даже факт существования некоторых своих братьев и сестер - которые эмигрировали после 1917 года.


Евгений Патон в 1910-е гг. - преподаватель КПИ

Фамилия Патонов (Паттонов) известна с XVIII века. По опубликованной информации о семье академика Бориса Патона, то можно проследить генеалогическое древо вплоть до начала XVIII века - до Георга (Юрия) Патона (Паттона). Он был, согласно семейному преданию, "выписанным" из Голландии Петром I корабельным мастером. Но лингвистический анализ происхождения данной фамилии может указывать на ее шотландское происхождение - от имени Патрик. А тут, кстати, могут прослеживаться очень далекие общие корни со знаменитым американским генералом Второй мировой. Впрочем, российские Патоны занимались архитектурой, строительством, были инженерами, армейскими офицерами и дипломатами, часть подались в военный флот - куда могли попасть только дворяне. Принадлежа к лютеранской конфессии (это как раз больше всего указывает на голландское происхождение Патонов), они иногда упоминались как фон Паттоны.


Евгений Патон - "классическое" фото с моделью танка Т-34

В свою очередь, его сын Борис Евгеньевич Патон многие десятилетия, вплоть до своей смерти в начале 2020 года в возрасте 99 лет, возглавлял Академию наук Украины.

Таким образом, сначала Бессарабия стала местом, где еще в середине XIX века породнились две древние семьи - Паттонов и Фантон-де-Верайонов, а затем уже в начале ХХ века Одесса и Черноморский флот стали местом службы двух братьев Петра и Николая. Их причудливо соединенная фамилия демонстрирует многонациональность, космополитичность и давние традиции дворянства Российской империи - затем продолженные и при СССР.

comments powered by HyperComments