Дело танкера "Делфи" в Одессе стало политическим

Александр Вельможко  |  Среда, 22 июля 2020, 16:16
Премьер поручает министру инфраструктуры взять вопрос на контроль, поставленный президентом дедлайн провален полностью. А тем временем танкер "Делфи" продолжает валяться на дне на одесском пляже Дельфин, из него течет нефть.
Дело танкера "Делфи" в Одессе стало политическим

Сегодня, 22 июля, исполняется ровно девять месяцев с даты кораблекрушения на пляже Дельфин в Одессе - когда штормом туда выбросило неуправляемое ржавое корыто под названием "Делфи". Само кораблекрушение стало итогом жадности судовладельца, который оставил болтаться в открытом море судно с неработающими двигателями и "экипажем" всего из трех человек - "Делфи" служил "левой" заправкой для всего, что ходило или плавало в море (кто в теме - поймут). 

Казалось бы, за девять месяцев можно было родить решение проблемы. Но решения нет до сих пор, а по состоянию на сегодняшний день "Делфи" снова "мироточит" - из него льются в море нефтепродукты. Предельная концентрация нефти в морской воде на пляже (!) превышена в 21 раз. При этом в нескольких десятках метров от этого, как ни в чем ни бывало, купаются в море люди. 

Сразу после кораблекрушения ответственные и специально обученные люди провели обследование затонувшего судна и уверенно заявили - нефти в нем нет. Но как только стало тепло и даже жарко - нефть появилась. Каждые несколько дней все одесские медиа облетают новости об очередном разливе. Вот и сегодня - снова разлив нефти, причем такой, что даже мэр на сессии горсовета об этом сказал. 

Видео: как 18 июля пытались поднять "Делфи"

Но почему же судно до сих пор лежит на пляже, хотя местные власти, в первую очередь руководство областной администрации, олицетворяющее в своем лице всю президентскую вертикаль исполнительной власти, заявляли, что оно будет убрано еще до начала курортного сезона?

Сначала были проблемы с судовладельцем. Первые недели после аварии компании-собственники "Делфи" менялись так быстро, что мы просто не успевали следить - кто же хозяин сегодня? Потом судовладелец клятвенно пообещал убрать "Делфи" до 25 июня за свой счет. Пришло 25 июня - "Делфи" лежит на месте, судовладелец продлевает через капитана порта срок подъема, чиновники делают умные лица, все идет своим чередом. Потом приезжает президент и грозно требует убрать судно до 20 июля. Как же выполняется требование президента?

Судовладелец нанимает подрядчика - компанию "Smart Marine Concept". Та подготовила план работ, сомнительный по своей сути - внутрь корпуса танкера помещают надувные баллоны, накачивают их воздухом, за счет чего судно становится легче. Затем пара буксиров должны просто потянуть - и тогда "Делфи", лежащий на правом борту, приподнимется хотя бы до крена в 45 градусов, после чего под поврежденный борт подведут еще понтоны, выпрямят судно на ровный киль и отбуксируют в порт Черноморск на разделку. Этот план не удался - во время первой попытки подъема один из баллонов внутри корпуса лопнул. А когда за дело взялись предоставленные компанией "P&O" и бизнесменом Андреем Ставницером буксиры - то уже при усилии всего в 20% от возможного, оборвался один из полипропиленовых тросов. Потом еще один трос просто соскользнул в воду.

На основании всего этого в Администрации морских портов Украины украинским по белому заявили, что судоподъемная операция была плохо спланирована, подрядчик не имел достаточно ресурсов для подъема судна - и поэтому АМПУ, видя неспособность судовладельца поднять "Делфи", займется этим самостоятельно. И пришлет владельцу счет. Скорее всего, на весьма крупную сумму.

Видео: как тонул на пляже танкер "Делфи"

Так, наверное, и будет. В АМПУ есть и компетентные специалисты, которые могут подобрать оптимальное техническое решение, и ресурсы для его реализации. А учитывая, что из затонувшей посудины почти каждый день течет нефть. вполне понятна и позиция городских властей, требующих, чтобы "Делфи" поднимали целиком и не пилили бы на металлолом на месте - как это сделали с выброшенными в Затоке на берег в 2007 году двумя сухогрузами. 

Только после этого сегодня, 22 июля, руководитель Одесской областной администрации Максим Куцый повторил изложенные в Администрации морских портов Украины тезисы и потребовал убрать "Делфи" побыстрее. Кстати, именно в такой тональности требование было озвучено Куцым впервые за девять месяцев. А премьер-министр Денис Шмыгаль поручил министру инфраструктуры Владиславу Криклию "взять на контроль" дело "Делфи" и одновременно дал судовладельцу последнее китайское предупреждение еще неделю срока для подъема судна.

Как итог, можно констатировать следующее. Областные власти в лице главы ОГА Максима Куцого на протяжении девяти месяцев ничего не сделали для быстрейшей координации действий - чтобы либо заставить судовладельца провести судоподъемную операцию, либо, понимая его несостоятельность и незаинтересованность, поручить это дело государственным органами. Городские власти в лице мэрии и городского головы Геннадия Труханова могут делать те или иные заявления, но формально не имеют никаких полномочий для реальных действий по демонтажу "летучего голландца". Портовые органы, в частности капитания Одесского порта и Администрация морских портов Украины, не проявили должной настойчивости и побоялись взять на себя ответственность (в первую очередь - юридическую) за самостоятельную операцию по несущему угрозу для людей и окружающей среды танкеру. Дело ускорил лишь "волшебный пендель" от президента, но даже его прямое указание было проигнорировано. Судовладелец и его подрядчик изобразили бурную деятельность, возможно, для того, чтобы всего лишь отчитаться о попытке (пусть и безуспешной) - а затем сбросить всю ответственность на государство, после чего залечь на дно "в Брюгге". 

Мало того, предоставивший свои буксиры бизнесмен Андрей Ставницер, который ранее активнее всех "вписался" в процесс - явно ради того, чтобы показать быстрый успех своих усилий. Но, потерпев неудачу, он выразил опасение, что "Делфи" останется на пляже в Одессе аж до следующего лета - если его не смогут поднять сейчас, до осени. Опасение весьма оправданно - так как пока Администрация морских портов будет проводить всю процедуру согласно законодательству, может быть потеряно драгоценное время. Решить проблему может объявление чрезвычайной ситуации с затонувшим танкером - как раз девять месяцев спустя. Это может позволить принимать оперативные решения и тут же воплощать их на деле. 

Включение в процесс персонажей на уровне министров делает банальную судоподъемную операцию по подъему и демонтажу небольшого 60-метрового танкера крупным политическим событием. Пока же все они будут изображать бурную деятельность или все же работать, одесситы и гости города могут продолжать делать селфи у "Делфи" и "наслаждаться" отдыхом на море в радужных нефтяных пятнах с ароматом бензинчика.

Видео: танкер "Делфи" на следующий день после крушения

comments powered by HyperComments