Электронный билет для Одессы - самоцель или инструмент?

Пятница, 3 марта 2017, 12:58
Вчера я принял участие в любопытном прямом эфире на одном из одесских телеканалов - вместе с главными транспортниками города Александром Илько и Дмитрием Жеманом, а также депутатами горсовета и экспертами, обсуждали перспективы внедрения в Одессе электронного билета в городском транспорте. Тезисно пишу о своих впечатлениях.
Электронный билет для Одессы - самоцель или инструмент?

Сразу хочу заметить, что дискуссии об электронном билете у нас не получилось. Хотя бы потому, что в стратегическом плане - относительно необходимости и актуальности его внедрения, все были единогласно "за". Мало того, все были не просто "за", а уверены, что внедрять электронный билет надо не просто уже и сейчас, а еще вчера. Поэтому весь остальной разговор касался больше оперативных и тактических моментов.

Компания, надо сказать, собралась знатная - начальник муниципального департамента транспорта Александр Илько, директор муниципального перевозчика КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Жеман, председатель депутатской комиссии горсовета по транспорту Елена Фокина, директор организации, проектирующей маршрутную сеть "Экономинформ" Георгий Хаскин, ваш покорный слуга редактор Южного Курьера, бывший депутат облсовета и разработчик первой в Украины системы онлайн-заказа такси Петр Обухов, транспортный эксперт Сергей Черноиваненко, активист движения за внедрение велодорожек Александр Прохоров и представитель организации "центр защиты одесситов" Алексей Асауленко.

В ходе полуторачасового прямого эфира зрители имели возможность, позвонив по телефону, высказать свое мнение - и оказалось, что 88% поддерживают идею электронного билета.

До чего же мы все в итоге договорились?

Электронный билет - это шаг в цифровое будущее, которое в большинстве городов Европы, Америки и даже Азии с развитыми системами общественного транспорта уже наступило. Поэтому Одесса отстает, но при этом имеет возможность при проектировании своей системы учесть все допущенные ранее ошибки и просчеты, сделать в результате лучше.

Сроки разразботки и внедрения системы электронного билета достаточно большие. Так, в проектируемых и финансируемых ЕБРР таких системах во Львове и Виннице это занимает 2-3 года. В Одессе, по самым оптимистичным оценкам Александра Илько, система заработает в 2018 году. И здесь дело не только в сложности рабочего процесса, но и в бюрократических процедурах оформления всего дела по тендерам.

Как совершенно справедливо заметили Алексадр Илько и Георгий Хаскин, для Одессы электронный билет станет не только целью, но и инструментом для решения ряда других задач.

Во-первых, его работа позволит вывести из тени все денежные потоки, идущие через городской транспорт.

Во-вторых, его работа позволит перевести отношения города и перевозчиков от нынешней системы "погони за пассажиром" к системе, когда город через департамент транспорта оплачивает услуги перевозчиков исходя из выполнения ими условий - количества рейсов, расписания, комфорта подвижного состава и т.п. То есть, перевозчику и водителю уже не нужно "гоняться", набирать пассажиров побольше, ему нужно отработать на заданных маршрутах нужное количество рейсов по расписанию. А деньги от продажи билетов и оплаты проезда поступают централизованно оператору электронного билета, затем часть из них идет перевозчикам, часть в городской бюджет.

В-третьих, электронный билет позволит создать, наконец-то, массив big-data - максимально точной информации о пассажиропотоках, количестве перевезенных льготников, о направлении поездок каждого пассажира и так далее. На основе этой информации город будет иметь возможность переделать маршрутную сеть под основные направления поездок одесситов и организовать пересадочные узлы. Правда, пассажиропотоки можно достаточно точно посчитать и сейчас - но точное количество льготников подсчитать при нынешних методах учета невозможно.

В-четвертых, переход на вышеобозначенную систему оплаты позволит перевозчикам планировать свои доходы, планировать свой бизнес - и, соответственно, получить возможность заняться обновлением подвижного состава, улучшением качества его технического обслуживания и улучшения условий труда персонала.

В-пятых, за крайне редким исключением, персонал (водители, прежде всего) будет исключен из финансовых потоков и будет заинтересован лишь в своей качественной работе.

В то же время есть определенные подводные камни проекта, но они не носят стратегического характера, скорее оперативного или тактического.

Само внедрение системы - достаточно дорогое. В случае Одессы речь идет о примерно 300 миллионах гривен - то есть, о 10 миллионах евро. Это примерно столько же, сколько будет тратить по кредиту ЕБРР на аналогичную систему Львов, который можно сравнить с Одессой по количеству населения и по количеству единиц подвижного состава в городском транспорте. Для сравнения - вдвое меньшая Винница по количеству населения и по количеству общественного транспорта тратит на электронный билет 8 миллионов евро. Так что возможные обвинения в коррупции тут не совсем уместны. Другое дело, что город не собирается брать кредит на электронный билет, так как кредитные средства направляются на другие цели - на обновление подвижного состава и на реконструкцию путей для скоростного трамвая.

Есть психологический момент - не все граждане будут готовы перейти с привычной наличности на использование различных вариантов карточек, валидаторов, оплаты по СМС и так далее. Однако, когда они же ездят за границу - то пользуются работающими там системами электронного билета. Так что, учитывая обязательное наличие некоего переходного периода, эта проблема вполне решаема.

Еще один момент - малый размер штрафов за безбилетный проезд, установленный сейчас в законодательном порядке в размере двадцатикратной стоимости проезда. То есть, "заяц" в трамвае должен заплатить штраф в 60 гривен, а в маршрутке - 100 гривен. Этого соотношения явно мало для того, чтобы иметь возможность адекватно "наказывать гривней" за безбилетный проезд. Поэтому Украина рано или поздно должна прийти к намного большему размеров штрафов - и за безбилетный проезд, и за нарушение правил парковки, и за нарушение правил дорожного движения.

Вероятно, но, повторюсь, лишь вероятно увеличение стоимости проезда. Сейчас в Украине, и в Одессе тоже, самая низкая стоимость проезда во всей Европе. Даже в Белоруссии и Молдове - вдвое или даже втрое дороже. Такая цена достигается, почти исключительно, за счет несоблюдения стандартов безопасности, несвоевременного техобслуживания автобусов, нарушения трудового законодательства и использования "черного нала". То есть, если в результате внедрения электронного билета или после этого будет происходить повышение стоимости проезда - то это будет уже не "погоня" за ценами на топливо и электроэнергию, а и оплата за вовремя отремонтированные, чистые автобусы, за вежливость водителей, за то, что водители не будут работать по 14 часов в сутки и засыпать за рулем от усталости - это будет оплата за цивилизованный городской транспорт, а не за разваливающиеся от ветхости троллейбусы и скрипящие "желтые гробики на маленьких колесиках".

Подводя итоги, замечу, что электронный билет - это не игрушка и не самоцель чиновников от транспорта. Это приближение Одессы к нормальной уже на протяжении пары десятков лет европейской практике работы общественного транспорта. Безусловно, это будет стоить определенных и достаточно больших денег. Так же, как стоят денег и новые трамваи, и новые троллейбусы, и новые автобусы.

comments powered by HyperComments