Снег и Одесская область: как надо чистить дороги

Александр Вельможко, фото автора  |  Вторник, 10 января 2017, 21:12
Снегопад 6 января и героическая борьба с его последствиями на дорогах Одесской области дала нам ряд уроков, в первую очередь - об организации процесса расчистки дорог от снега. Кто виноват? Что и как делать? Вчерашняя поездка по заваленной снегом трассе Одесса - Рени дала ответы на эти и многие другие вопросы.
Снег и Одесская область: как надо чистить дороги

В нынешнем году снегопад случился и показал две совершенно противоположные картины. С одной стороны - город Одесса, заваленный снегом, но не парализованный автомобильными заторами, сохранивший относительно нормальное движение общественного транспорта, скоординированную работу коммунальных служб и ликвидацию последствий стихии. С другой - Одесская область, где десятки населенных пунктов оказались обесточенными, проезд по трассе Одесса - Рени обеспечили только к вечеру третьего дня после снегопада, а ряд сел все еще остаются заблокированными снежными заносами.

Снегопад и Одесса

Что было в Одессе? В Одессе было много снега. Снег шел весь день 6 января, с самого раннего утра. Предупрежденные мрачными прогнозами погоды и наученные горьким опытом, автовладельцы в массе своей предпочли не выезжать. Благодаря этому снегоочистительная техника имела возможность в течение всего дня несколькими колоннами оперативно расчищать основные улицы, а общественный транспорт, хотя и на малой скорости и с меньшим количеством подвижного состава - но работал до 21-22 часов. Очевидно, что после скандала с катастрофическим для города снегопадом 29 декабря 2014 года мэр Геннадий Труханов, на которого тогда повесили всех собак за плохую организацию борьбы со стихией и трату сакральной суммы 21 миллион на вывоз снега, дал своим подчиненным "волшебного пенделя".

И в январе 2016 года муниципалы действительно отработали как следует. Хотя, повторюсь, ключевым стало сочетание всех факторов - прогнозов, отсутствия большого количества автомобилей на дорогах и слаженной работы снегочистов на маршрутах трамваев и основных городских дорогах, а также работа над ошибками.

Одесская область и снег: побеждает снег

В области же все было совершенно по другому. Уже во второй половине дня 6 января начали появляться сообщения о заблокированных сугробами машинах на трассе Одесса - Рени. Это значит, что в отличие от города, областные и районные власти заблаговременно не талдычили за несколько дней о снегопаде и нежелательности дальних поездок, а уже во время снегопада сразу не приняли меры по ограничению движения по дорогам. Итогом стала снежная блокада более чем 250 человек в районе Кирничек и Спасского на трассе Одесса - Рени между Татарбунарами и Измаилом и необходимость принятия экстренных мер по из вызволению из снежного плена.

В итоге, к концу дня 6 января из всех дорог Одесской области относительно проезжаемой осталась только трасса Одесса - Киев. Остальные дороги в той или иной степени оказались завалены снегом и были официально закрыты для движения. 

Расчистка началась еще в процессе снегопада и продолжается до сих пор. Чиновники и депутаты рапортуют о героических усилиях в борьбе со снегом и о тех или иных достигнутых результатах. Но тут надо признать только героические усилия тех людей, кто сидел за рулем снегоочистителей, иногда по сутки подряд, кто орудовал лопатами - низового звена. А вот чиновники и депутаты, кто больше, кто меньше, тянули на себя одеяло с целью пропиариться в духе "ах, как я борюсь со снегом" - хотя нашлись и другие примеры, когда чиновники и депутаты за свой счет заправляли снегоуборочную технику, организовывали рабочий процесс и так далее.

Техника и снег

Областная администрация в лице организации "Облавтодор", возглавляемая Олегом Вариводой, отрапортовала о задействованных ею 297 машинах разных типов. Правда, на основных трассах работало лишь 64 единицы из этого количества. В частности, на трассе Одесса-Рени, по словам Соломии Бобровской, 9 января было занято 38 единиц техники, в том числе 3 тяжелых инженерных танка (БАТ - большой артиллерийский тягач и ИМР - инженерная машина разминирования) от армии и ГСЧС. Однако, 9 января во время поездки по заваленной снегом трассе Одесса - Рени от Одессы до самого проблемного участка у села Кирнички автор этих строк на более чем 200-километровом участке дороги от села Монаши до Кирничек заметил лишь один БАТ, один ИМР, три тяжелых трактора-грейдера и одну машину КДМ (автомобиль с бульдозерным отвалом и емкостью с песком для посыпки дороги). Где остальные более чем два десятка машин - неизвестно, они либо, в худшем случае, отсутствовали, либо, в лучшем, работали на других участках - в окрестностях Измаила, Староказачьего или между Одессой и Маяками. 


БАТ

По большому счету, девять десятых объема работы по расчистке трассы Одесса - Рени от снега сделали три единицы тяжелой техники - БАТ и ИМР. Эти 40-тонные гусеничные бронированные чудовища, оснащенные капитальными бульдозерными отвалами, оказались способны без остановки идти по снегу любой глубины со скоростью 10-12 километров в час и оставлять за собой пригодную для проезда автомобилей дорогу - но только в одну полосу. Уже "вторым заходом", обычными бульдозерами, грейдерами и автопогрузчиками такую дорогу расширяли для полноценного движения в две стороны.


ИМР

Таким образом, оказалось, что для борьбы с серьезными снежными заносами глубиной больше чем пару десятков сантиметров, нужна очень капитальная техника. Причем для того, чтобы держать под надежным контролем все магистральные дороги Одесской области и оперативно, за время до 12 часов, расчищать все возможные завалы, нужно всего 10-12 таких машин на всю Одесскую область. Дислоцировать их нужно на районных базах ГСЧС примерно так: две машины в Одессе или рядом с ней, по одной в Белгороде-Днестровском, Сарате, Измаиле и Болграде на юге области, в Раздельной, Знаменке на трассе Одесса-Киев (Ивановский р-н), Любашевке, Подольске, Балте и Березовке. Совместно еще с парой десятков мощных бульдозеров, грейдеров и погрузчиков, привлекаемых по подряду от коммерческих организаций, железной дороги и армии, этот десяток тяжелых инженерных машин будет способен за сутки ликвидировать любые снежные заносы на главных дорогах области, а затем, вместе с более легкой техникой, взяться за второстепенные дороги.


Результат работы БАТ или ИМР

Снегопад показал необходимость принятия оперативных решений по ограничению движения на случай непогоды. Например - хотя бы на выездах из районных центров и около крупных развязок ставить посты полиции, которые будут направлять автомобили обратно в населенные пункты или к ближайшим заправкам и придорожным кафе - в места, где можно в относительном комфорте переждать сильный снегопад и не загромождать дорогу застрявшими автомобилями.


Постфактум: полицейский пост перекрывает движение на заснеженной дороге

В январе 2017 года снегопад показал неэффективность работы Облавтодора. Первая причина озвучена выше - в малом количестве техники на основных дорогах. Вторая - в автопарке Облавтодора преобладают комбинированные снегоуборочные машины на базе обычных грузовиков, эффективные в городских условиях, но непригодные для расчистки глубоких переметов и сугробов. Третья - руководство Облавтодора на третий день борьбы со снежной стихией не удосужилось обеспечить заправку привлеченной тяжелой техники - машин ИМР и БАТ, каждая из которых на одну полную заправку требует 500-600 литров дизельного топлива, а во время работы его расход может достигать 2 литров на километр. В результате 8 и 9 января, при отсутствии внятных действий Облавтодора, заправлять эти инженерные танки (а одна заправка обходится примерно в 11-12 тысяч гривен) пришлось в "ручном режиме" за личный счет некоторых депутатов областного совета. То есть - мало иметь свою технику или добиться ее предоставления армией или спасателями, ее надо своевременно обслуживать. 

Практика сильных снегопадов последних лет показала, что самые сильные снежные заносы на трассах случаются примерно в одних и тех же местах - в низинах, местах с сложным пересеченным рельефом или в лесопосадках. Здесь снег или сносится ветром со всей округи, или задерживается препятствиями, в результате чего образуются полутора-двухметровые сугробы в то время, как в чистом поле толщина снежного покрова составляет всего лишь пару десятков сантиметров. 

А вот открытые всем ветрам участки дорог, как правило, остаются незанесенными снегом. Для расчистки дороги в таком месте достаточно любого грузовика с бульдозерным отвалом, или даже можно вообще ничего не расчищать. 

Так что, важным шагом в деле обеспечения зимней проезжаемости дорог может стать концентрация тяжелой снегоуборочной техники, мобильных пунктов обогрева в тех местах, которые из года в год подвергаются снежным заносам. Это даст возможность оперативно приступать к их ликвидации, не дожидаясь, пока толщина снега достигнет критической величины или образуются посильные только тяжелым бульдозерам переметы и сугробы. В этих же местах целесообразной выглядит установка различных конструкций по улавливанию снега.

Организационные вопросы

События 6-10 января показали наличие двух стилей управления борьбой со стихией. Первый, практикуемый когда-то губернатором Игорем Палицей, а ныне взятый на вооружение командой эрзац-губернатора Соломии Бобровской - это удаленное администрирование с помощью селекторных совещаний, заседаний различных штабов и управления в телефонном режиме. Такой способ хорош, если имеется четкий план действий, все знают свои обязанности и выполняют их, уверены в своих соседях и подчиненных - тогда руководителю высшего звена не нужно лично контролировать каждый участок, и он может спокойно в онлайн-режиме получать информацию и координировать весь процесс. Но когда система управления регионом развалена, в вертикали власти есть "отсутствующие" звенья в виде обезглавленных районных администраций, отсутствия заместителей губернатора, а профильная структура в лице Облавтодора работает не лучшим образом - тогда такого кабинетного стиля управления недостаточно, и руководителю нужно лично выезжать на места, лично контролировать каждый проблемный участок и решать самому те вопросы, которые не смогли решить его подчиненные из-за некомпетентности или нескоординированности. 


Бесполезная для расчистки сугробов, но достаточно полезная при небольшом снегопаде машина КДМ

Второй способ - личное участие руководителя высшего звена в одном или нескольких локальных участках общего процесса по борьбе со стихией, во многом - с целью пиара. В данном случае так поступил председатель областного совета Анатолий Урбанский и его брат нардеп Александр Урбанский, которые сконцентрировали свои личные усилия на организацию колонны для спасения застрявших под селами Кирнички и Холмское автомобилей и автобусов с их пассажирами общим числом в более чем 250 человек. Организовав эту, без преувеличения, важнейшую спасательную операцию, Урбанский, тем не менее, в должности главы местного самоуправления региона, не занимался, насколько это известно автору, системной организацией борьбы со стихией в масштабах всей области.

В итоге, основную организационную работу вытянул на себе оперативный штаб по чрезвычайным ситуациям на базе областного управления ГСЧС, руководства Облавтодора, а самым высоким представителем местной власти в его составе был зам. председателя облсовета Юрий Димчогло. С заседаниями каждые несколько часов, с периодическими выездами командования спасателей в проблемные точки, они смогли организовать работу и к вечеру 9 января обеспечить проезд по основным трассам - полностью по дорогам Одесса - Киев, Одесса - Белгород-Днестровский и Одесса - Николаев, частично, только для легковушек - по дорогам Одесса - Рени и Одеса - Кучурган.

Вместо заключения

В целом же, в масштабах всей области ликвидировать последствия снегопада намного сложнее, чем в одной Одессе. Однако, областным властям, наверное, впервые надо поучиться этому у мэрии, где смогли заблаговременно всех оповестить и организовать процесс борьбы со снегом. 

Кроме того, в области не нужно иметь огромное количество снегочистов. Для ликвидации серьезных снежных заносов для основных трасс хватит пары десятков единиц тяжелой техники, а имеющиеся более легкие машины оказываются бесполезными и пригодными только для работы с небольшим слоем снега. 

Столь длительный срок ликвидации заносов стал результатом отсутствия предварительного оповещения водителей о непогоде, отсутствия мер по заблаговременному закрытию движения и слабой координации работы снегоуборочной техники, которой пришлось "рулить" в "ручном" режиме. Так что, главный урок для области - это то, что областным и районным властям надо иметь четкий план действий, основанный на заблаговременном информировании и, прежде всего, ограничении движения по дорогам для отсутствия катастрофических заторов и легкой расчистки дорог. 

comments powered by HyperComments