Почему Одесса проиграла снежной стихии? (колонка редактора)

Почему в противостоянии Одессы и снега победил снег? Причин этому, скорее всего, две - дураки и дураки, которые не чистят дороги.


Что случилось в Одессе 29 декабря - все прекрасно знают. Снег завалил город, парализовал движение любого транспорта, десятки тысяч человек не смогли вовремя добраться домой. И если бы не спонтанное объединение всех горожан перед лицом снежной стихии - все было бы гораздо хуже.

Начнем мы, пожалуй, с того, что 27 декабря Одесса сравнительно легко пережила довольно неслабый снегопад. Снег был, но его было не очень много - коммунальщики справились, все было прекрасно.

29 декабря на фоне этого породило у всех некоторую самоуспокоенность - "авось, пронесет". Не пронесло.

Замечу, что прогнозы синоптиков говорили русским по белому - будет сильный снегопад, будет метель, объявлено штормовое предупреждение. Готовьтесь. В какой-то мере местные власти и ГАИ подготовились, опубликовав призывы не выезжать, не оставлять автомобили на трамвайных путях и т.д. Фактически же оказалось, что эти призывы наши сограждане - такие же одесситы, кстати, доблестно проигнорировали. Тысячи машин оказались застигнуты стихией на дорогах области, вдали от жилья, придорожных кафе и прочих теплых местечек. Сотни и тысячи машин оказались брошены или застряли на трамвайных путях и проезжей части. Это говорит об одном - водители или недооценили масштаб того, о чем предупреждали синоптики, или переоценили способности коммунальщиков всех мастей. Или понадеялись, что "все останутся, а я один поеду" - оказалось, что так подумали все и поехали.

А вот коммунальщики, похоже, то ли недооценили прогнозы, то ли заболели головокружением от успехов 27 декабря и конца ноября. Весь день 29 декабря снегоуборочной техники на улицах города было крайне мало. Но, справедливости ради, техника все же была и работала.

Примерно до 14 часов снегопад, хотя и был весьма сильным, все же не создавал серьезных проблем. Транспорт работал. Дворники чистили тротуары. А машины-снегочисты всех калибров кое-как контролировали ситуацию. Однако, ряды общественного транспорта на улицах редели - одни трамваи ломались, другие тащили их в депо, таким образом один сломанный трамвай или блокировал движение, или уводил с маршрута аж два вагона. Маршрутчики начали понемногу разъезжаться на своих бусиках по домам и автопаркам.

Период с 14 до 16 часов стал переломным. Снегопад перешел в самую настоящую пургу. Дороги очень быстро замело. Трамвайные пути тоже замело - а при малом количестве специальных вагонов-снегочистов поддерживать рельсы в пригодном для движения виде стало невозможно. Исход маршруток с улиц стал массовым. И все это наложилось на окончание рабочего дня и кризис управления.

Руководство города еще утром, отдав распоряжения о выводе снегоуборочной техники, очевидно, посчитало свою задачу выполненной. Когда же ситуация стала развиватся неконтролируемо, новых распоряжений не последовало ни со стороны городской власти, ни со стороны ГАИ. Вероятно, не было никакого серьезного плана на такой случай, исполнение которого начинается автоматически. Или же никто такой план не потрудился привести в исполнение. И вот здесь мы попробуем предположить, что могли бы сделать власти.

Совершенно очевидно, что в условиях надвигающегося сильнейшего снегопада городская власть просто обязана довести до руководства крупных предприятий, ВУЗов и вообще всех организаций о необходимости сократить рабочий день или вообще советовать не приходить на работу/учебу. Такие рекомендации городская власть может распространить менее чем за час через Интернет-СМИ и радиостанции.

Также совершенно очевидно, что на случай подобного сильнейшего снегопада просто необходимо подключать к оперативной расчистке улиц от снега не только спецтехнику коммунальных предприятий, но и различную спецтехнику строительных компаний - а это резерв в более чем сотню единиц техники.

Не менее очевидно, что ГАИ могла бы с самого утра выставить посты на выездах из города и не выпускать на трассы машины с "летней" резиной или с заведомо низкой проходимостью, а также оперативно начать регулирование потоков транспорта с целью недопущения заторов, или хотя бы так, чтобы оставлять на важнейших магистралях хотя бы одну полосу свободной для проезда спецтехники.

Руководство транспортных предприятий могло бы подготовить некоторый резерв автобусов на случай экстренной ситуации - чтобы иметь возможность оперативно вывозить людей при остановке маршрутов. Резерв автобусов большой вместимости в городе имеется - более 70 таких автобусов в компаниях "Севертранс" и "Вираж". Колонны из нескольких автобусов каждая, двигающихся вслед за снегочистом по основным направлениям пассажиропотоков даже в условиях наступившего коллапса могли бы реально помочь вывезти множесто людей.

Всего этого сделано не было. Хотя ночью и рано утром 30 декабря большинство улиц сначала в центре, магистралей, а затем и в жилмассивах более-менее расчистили для движения автотранспорта, коллапс продолжился. Электротранспорт не работал вообще, только под вечер 30 декабря запустили трамвайный маршрут №15. Маршруток на улица было примерно вдесятеро меньше, чем обычно.

Расчистить трамвайные пути во многих местах помешали застрявшие на них машины. В результате оказались заблокированы на линиях несколько десятков вагонов, в том числе и снегоочистителей. Тем не менее, имелась техническая возможность расчистить часть линий в центре города и запустить движение хотя бы на паре маршрутов - №5, №28, №11, №15, по улице Преображенской от вокзала до Тираспольской площади или даже до Пересыпского моста. Также можно было запустить хотя бы в ограниченном режиме движение троллейбусов - так как основные автодороги расчистили.

В целом же оказалось, что администрация Геннадия Труханова оказалась неспособной учиться на ошибках своих предшественников, и учится на собственных. Снегопады декабря 2009 года подорвали рейтинг мэра Эдуарда Гурвица сильнее, чем вся оппозиция вместе взятая. Возможно, на этот раз одесситы поступят так же. Тогда самоорганизация горожан по оказанию помощи попавшим в снежный плен поразила всю страну. Сейчас, на фоне массового волонтерства для армии, подобная же самоорганизация прошла не столь замеченной - но люди и ряд крупных предприятий по собственной инициативе оказали неоценимую помощь в борьбе со снегом.

Но обвинять во всем власть тоже не совсем корректно. Тысячи автолюбителей, решивших, несмотря на прогнозы, выехать на улицы, внесли весомую, если не решающую, долю в развитие транспортного коллапса. Руководство многих предприятий, не пожелавшее сократить рабочий день и отпустить работников домой пораньше (не считая предприятий полного ципла произвосдтва и им подобных) также могло принять подбные решения самостоятельно - не дожидаясь рекомендаций из мэрии.

Погода тоже постаралась. Снегопад 29 декабря действительно оказался очень сильным, сильнее, чем пять лет назад. И вместе с беспечностью властей и многих одесситов все это вместе парализовало город.

 

Материалы по теме