Памятник архитектуры в стиле "стримлайн" на самом берегу моря: детский санаторий румынско-итальянской постройки в Затоке (ФОТО, ВИДЕО)
Одесса и Одесская область не так богаты памятниками архитектуры межвоенного периода 1920-1930-х гг. Одесса в первые годы советской власти "скатилась" от четвертого города бывшей империи до обычного областного центра. А подконтрольная в 1918-1940-х гг. Румынии часть Бессарабии тоже была далеко не самым богатым регионом. Поэтому интересные и значительные здания этого времени в Одесской области можно буквально пересчитать по пальцам.
Одно из таких зданий, которое мало кто видел во всей красе, - комплекс противотуберкулезного санатория в Затоке. Санаторий находится неподалеку от моста через Днестровско-Цареградское гирло, в центральной части поселка Затока. Здание находится на закрытой территории санатория, подчиненного напрямую Минздраву - так что попасть туда просто так не получится. Хотя сбоку его можно увидеть с соседней пляжа и даже попробовать обойти забор по самому урезу воды. Но все равно оценить масштаб и архитектурный замысел будет сложно.
Увидеть это здание целиком можно либо с борта судна - с моря около устья Днестровского лимана, либо с квадрокоптера - как мы и сделали. В нашем видеосюжете - полет над морем около здания санатория, которое напоминает то ли капитанский мостик огромного пассажирского лайнера 1930-х гг., либо один из первых пассажирских самолетов того времени, широко раскинувший крылья. Это типичный конструктивизм 1930-х гг, переходящий в стиль "атр-деко". Но если сравнить архитектуру того времени с дизайном пассажирских судов, самолетов, автомобилей или паровозов - то это выглядит как типичный "стримлайн". Все предельно функционально, но при этом предельно "зализано", закруглено для обтекаемости и аэродинамики.
Здесь, в устье Днестровского лимана, еще с конца XIX века еще при Российской империи были основаны несколько лечебниц и санаториев, где лечили от туберкулеза, в том числе и детей. Тогда считалось, и это актуально до сих пор, что сочетание жаркого степного и свежего морского воздуха, вместе с возможностью купаться в море - способствует излечению от этой смертельно опасной болезни. На Бугазе было несколько десятков дач, вилл и небольших частных лечебниц - одним словом, тут зарождался морской курорт. В 1913 году был создан детский противотуберкулезный санаторий Общества Московских детских приютов. Директором его стал потомок швейцарских колонистов из Шабо Василий Ансельм - кстати, в его собственном особняке в Шабо до сих пор находится туберкулезный диспансер.
После Первой мировой войны, когда Румыния аннексировала территорию Бессарабии между Прутом и Днестром, Бугаз оказался пограничной зоной, санатории тут прекратили работу.
Но в конце 1920-х гг. ситуация в Бугазе и окрестностях изменилась. По инициативе городских властей и торгово-промышленной палаты города Четатя-Албэ (так румыны называли Аккерман, он же Белгород-Днестровский), был построен небольшой порт в устье Днестровского лимана, сюда подвели асфальтированное шоссе и возобновили работу железной дороги. А после 1930 года, когда на румынский престол взошел король Кароль II, из черноморского побережья Бессарабии попытались сделать морской курорт. В частности, прямо к маленькому порту Бугаз ходил прямой пассажирский поезд из Бухареста, в соседнем Четатя-Албэ построили пассажирский аэропорт. Развивались курорты на берегу моря в Бугазе, Бурнасе (ныне Лебедевка), на берегах Будакского лимана, в Шабо и в других местах.
А затем Организация здравоохранения Лиги Наций сначала инициировала создание детского противотуберкулезного санатория на территории Румынии у берега моря, а затем профинансировала проектирование и строительство.
Проект создал именитый итальянский архитектор Анджело Вичелли, который в то время много строил в стиле арт-деко и конструктивизма, в том числе различных санаториев и клиник в Румынии и Болгарии.
Здание санатория за средства Лиги Наций построили за 1933-1934 гг.
Его главный двухэтажный фасад изгибается дугой вдоль берега моря. В центре - трехэтажный корпус с полукруглым выступом, напоминающим или пилотскую кабину самолета, или капитанскую рубку. Боковые части отходят в стороны - как крылья самолета или крылья капитанского мостика, и заканчиваются полукруглыми торцами. Все здание "расчерчено" горизонтальными линиями балкона и прикрывающими окна от солнечного света козырьками, а также узкими вертикальными линиями оконных проемов.
Чуть позже, к концу 1930-х, был пристроен боковой корпус, который стоит чуть позади и правее центрального фасада - и выдержан в той же стилистике.
В центральном трехэтажном корпусе находились лечебные и диагностические отделения, аптека, операционная, школьные помещения, пищеблок. А в двухэтажных "крыльях" находились палаты для детей. Жилые помещения персонала, приемный покой, изолятор и хозяйственные помещения были в отдельных постройках.
Несмотря на быстрые общестроительные работы, официально санаторий открыли только в 1937 году. Церемония открытия состоялась 10 июня 1937 года - в присутствии короля Кароля II и королевы Елены. Первый заезд пациентов и оплата из лечения прошли за счет королевы. Затем пациенты поступали в частном порядке. Их лечение оплачивалось самостоятельно, или за счет местных властей по месту их жительства.
В таком виде санаторий проработал до лета 1940 года - когда Бессарабия по условиям ультиматума была передана под власть СССР. Штат санатория состоял из примерно 40 медсестер, двух врачей-ассистентов, двух заведующих отделениями, директора, который занимался организационными и финансовыми вопросами, и главного врача, возглавлявшего санаторий. С момента основания и до 1940 года главрачом был опытный медик Атанас Янош. Также при санатории действовала начальная школа с тремя учителями и двумя инструкторами по труду.
Лечение костно-суставного туберкулеза в то время было длительным и дорогостоящим. В процессе пациентов длительно держали в лежачем положении неподвижными - с помощью гипса. Большую часть времени такие пациенты лежали на открытых верандах и балконах - для максимального использования климатических факторов. Койки были на колесах, так как почти все больные находились на строгом постельном режиме и вследствие этого не возникало необходимости перекладывать больных при лечебных манипуляциях и процедурах. Большое внимание уделялось рациональному питанию.
С августа 1940 года санаторий оказался, как и вся Бессарабия, под советской властью - в составе сначала Аккерманской, потом Измаильской области. Часть находившихся на лечении детей остались - в основном, те, кто проживал изначально в окрестностях. Часть же добровольно эвакуировались в Румынию. Затем, уже в 1941 году, дети из санатория претерпели самый настоящий "эвакуационный анабасис" - их на случайном транспорте перевезли сначала в Одессу, затем в Гагры, оттуда в Сухуми, в Баку, Красноводск и, наконец, в находящийся в центральном Казахстане костно-туберкулезный санаторий "Украина" в городе Шемониха.
Весной-летом 1944 года санаторий стал местом боев - румыны создали на его базе укрепленный район. В санатории и его хозпостройках местами были разрушены крыша и перекрытия, все оборудование для лечения, водопровод и отопление разграбили - по сути, остался только "остов" здания. Уже с 1946 года началось восстановление санатория, к лету 1947 года там действовало 50 коек, к лету 1948-го - 475 коек. Затем, к середине 1950-х в санатории "Затока" количество коек увеличили до 515 коек зимой и 680 – летом за счет "уплотнения" с нарушениями санитарно-гигиенических норм.
В санатории функционировало 5 отделений постоянно и одно сезонное в летний период. За период с 1948 по 1985 год санаторий излечил более 35 тысяч детей - в подавляющем большинстве успешно, провели более трех тысяч операций.
При этом до 1967 года тут не было централизованной электросети - санаторий получал ток от дизель-генератора. Очень долго после войны оставались полуразрушенными вспомогательные строения. Лишь в 1980-е года за счет Затоковского поселкового совета построили централизованную котельную и теплотрассу. Пробурили две артезианские скважины, что полностью обеспечило санаторий питьевой водой хорошего качества. На территории санатория были оборудованы игровые площадки и отрядные места. Дважды проводился капитальный ремонт здания главного лечебного корпуса, жилых корпусов и служб. В 1990-е годы в санатории были построены две столовые на 200 посадочных мест, проведен капитальный ремонт очистных сооружений, построены овощехранилище и читальный зал школьной библиотеки.
На старых фото видно, что в первые годы после постройки перед санаторием был большой просторный пляж шириной до сотни метров. Сейчас же морские волны плещутся буквально в десятке метров от здания. Дело в том, что после Второй мировой войны, особенно после постройки к 1954 г. моста через Днестровско-Цареградское гирло и углубления дна для обеспечения судоходства в порт Белгорода-Днестровского, море начало размывать здесь берег. В 1966 году силами Ильичевского морского порта для защиты санатория от размыва построили дамбу. Но к началу 1980-х эта дамба сама стала "жертвой" течений и размыва берега. В 1982-1983 году построили новую дамбу с набережной - по проекту "Черноморгидростроя" под надзором Одесского противооползневого управления. Сейчас эта дамба тоже разрушена морем, хотя в 1996-1997 гг. ее аварийно ремонтировали.
С 1996 года санаторий официально числится памятником архитектуры местного значения.