Тайны одного старого дворика в Одессе: руины первого трехмерного голографического театра и начало Военной Балки (ФОТО)

Александр Вельможко  |  Вторник, 6 августа 2019, 19:05
Множество тайн истории Одессы хранит старый дворик по улице Ланжероновской 28, известный среди краеведов как "дом Карузо". Обычно он закрыт от посторонних. Прогуляемся?
Тайны одного старого дворика в Одессе: руины первого трехмерного голографического театра и начало Военной Балки (ФОТО)

Весной 2019 года мы рассказывали о том, как главная улица Одессы - Дерибасовская, в начале истории города пересекала по мосту Военную балку и даже показали остатки этой балки во дворе между Дерибасовской и Ланжероновской. На улице Ланжероновской тоже был мост, около стоящих друг против друга домов №17А и №28. Почитать об истории этих мостов мы просто настоятельно советуем.

Обычно двор дома по Ланжероновской 28 закрыт, но нам таки удалось прогуляться в нем и увидеть очень много интересного. 

После того, как верховья Военной Балки и мост по улице Ланжероновской был засыпан, почти напротив него участок по четной стороне улицы удалось застроить. Сейчас здесь под №28 стоит дом, построенный в 1848 году архитектором Францем Моранди для семьи Карузо (просьба не путать с великим итальянским певцом, хотя кто знает - может быть, они таки родственники?).


Фото дома №28 1970-х гг., автор В.И. Тимофеенко

Нынешний адрес дом получил примерно в 1902-1903 гг., судя по ежегодным справочникам "Вся Одесса". Как минимум, до 1898 года дом имел адрес Ланжероновская, 34, а еще ранее - №36. Об этом свидетельствует информация о размещении в доме Карузо типографии А.Шульце по адресу Ланжероновская 36, в которой печаталось достаточно много научных книг одесских ученых, в том числе - преподавателей университета.

Когда мы заходим во двор - то видим понижение уровня местности. 

Это и есть начало Военной балки, которая ранее продолжалась до самой Дерибасовской, где и была засыпана по оси улиц.

Фасад дома №28 своим первым этажом выходит аккурат на уровень тротуара Ланжероновской, но с тыльной стороны - виден еще один уровень, ниже, то ли подвал, то ли цоколь. 

В глубине двора - руины старого здания, от которого сохранился лишь фундамент и стены до пола первого этажа.

Местные старожилы называют эти руины "Театром Шаляпина" и уверяют, что великий певец выступал именно здесь. Хотя его самые известные гастроли проходили в Оперном театре, с полным аншлагом (и зачем тогда еще выступать в маленьком помещении?), а их популярность была такова, что к окончанию концертов к Опере подавались специальные рейсы конки по всем районам тогдашней Одессы.

Трехэтажный дворовой флигель развалился еще в советские времена, во второй половине ХХ века.

Подлинная история этих руин куда богаче. Дворовой флигель построен, по разным данным, от первой трети, до середины XIX века. Скорее всего - одновременно с фасадным зданием дома Карузо.


Флигель-театр когда-то соединялся арками с соседним дворовым флигелем.

С 1884 по 1903 год во флигеле находился немецкий клуб "Гармония" с одноименным небольшим театром. Тут давали любительские спектакли, небольшие концерты, проводили танцевальные вечера. В 1897 году немецкий клуб переехал в собственное здание в Авчинниковском переулке 4, участок под которое приобрели еще в 1897 году. 

С 1903 по 1905 или 1906 год во флигеле находилось Одесское коммерческое собрание, которое затем переехало в особняк Новикова по улице Гаванной 4 - совсем рядом.

С 1906 года флигель во дворе дома Карузо занимает театр польского общественного собрания "Огниско", который размещался здесь не позже, чем до весны 1912 года. Последнее упоминание названия "Огниско" по этому адресу относится к марту 1912 года, когда здесь состоялся певческий вечер эстонцев и латышей.

Дальше дом Карузо и дворовой театр-флигель претерпевает череду перемен. В мае 1912 года Ш.Я. Бискер и мещанин из Херсона Абрам-Хаим Мошкович Финкель подают прошение о перестройке "бывшего" театра общества "Огниско" в цирк "Кинопластикон". Подписку о надзоре подал известный одесский архитектор Юрий Дмитренко, однако он уже в августе того же года отказался от этой работы в пользу своего коллеги Л.Ф. Прокоповича. План перестройки утвердили в начале августа 1912 года. Уже под его руководством в течении 1912-1913 гг. к флигелю пристроили двухэтажную пристройку для аппаратной кинозала ("иллюзиона"). Затем 15 июля 1913 года упомянутый Финкель, согласно договору, взял в аренду сроком на 15 лет у наследников семьи Карузо (полковник Константин Иванович Карузо, Елизавета и Спиридон Карузо, Евгения де Антонини) и фасадное здание по Ланжероновской 28, и трехэтажный дворовой флигель.

Технология "Кинопластикона" - это своего рода трехмерный театр, основанный на голографических проекциях так называемого "эффекта Пеппера". С помощью листа стекла, специальное освещения, в специально перепроектированном помещении театра добивались того, что объекты в зале могли появляться или исчезать, становиться прозрачными, плавно превращаться из одного в другой.

Вот что писала об этом тогдашняя пресса: "Фигуры проектируются не на экране, а в воздухе. Вы видите перед собою сцену, без экрана, на сцене обстановка, как во всяком настоящем театре и все, что на сцене происходит, дает вам полную иллюзию действия настоящих актеров. Действующие лица вxoдят, играют на различных инструментах, садятся на настоящую мебель, поют под аккомпанемент оркестра, исчезают за кулисы, возвращаются, раскланиваются с публикой, еще больше довершая, таким образом, иллюзию настоящих людей. Иллюзия до такой степени полна, что зритель отказывается верить, что это призраки, a не живые актеры и не настоящий театр. И все эти чудеса производит кинопластикон, последнее изобретение, последнее слово кинематографического искусства. В России это изобретение будет впервые применено в Одессе, где приспособляется для этого специальный театр".

4 декабря 1913 года (старый стиль) в дворовом флигеле по Ланжероновской 28 открылся театр "Универсал". В годы или Первой мировой, или Гражданской войны, он сменил название на "Веселый театр".

В 1924-е году во флигеле на Ланжероновской разместилось литературное объединение "Юголеф" ("Южный Левый фронт искусств") со столовой "РОЖ", что расшифровывалось как "Работа, Отдых, Жратва". "Юголефовцы" развлекали посетителей "РОЖ" тем, что вносили в зал столовой гроб с курящим человеком - такие развлечения были у эпатажных литераторов-авангардистов. Примерно тогда же тут находилось варьете "Фарс".

Во время Второй мировой войны дворовой флигель и фасадное здание были серьезно повреждены. Восстанавливали их до 1949 года под руководством архитектора Валентина Лейбовича Фельдштейна. соавтора реставрации нынешнего здания одесской мэрии в 1946-1949 гг и соавтора постройки главного корпуса строительного института (ОГАСА). Некоторое время после восстановления здесь давал спектакли Театр юного зрителя, основной дислокацией которого тогда был "Северный" театр в переулке Чайковского 12. 


Послевоенное фото флигеля-театра, когда он был уже спортзалом

Затем же долгое время в бывшем театре с 1957 года был спортзал школы №9 (ныне Гимназия №2). Здание развалилось еще при СССР. В 1990-е годы был разработан и обсуждался проект восстановления театра от архитекторов Генриха Топуза, В. Я. Писанка, Ю. П. Данилюка.

Сейчас же нашему взгляду предстают лишь заросшие руины, в которых хозяйничают огромные коты.

Современные фото - Александр Вельможко, старые фото - www.odessastory.info

comments powered by HyperComments