История исчезнувших мостов и безымянных улочек в Одессе на Дерибасовской (ФОТО)

Александр Вельможко  |  Суббота, 23 марта 2019, 01:20
Несколько недель назад одесситы узнали о так называемой "улочке Мастеров" - узеньком внутреннем дворике в Пассаже на Дерибасовской. Но о том, что совсем рядом, между Дерибасовской и Ланжероновской, притаилась еще одна маленькая улочка - не знает почти никто, хотя про мост через Дерибасовскую слышали многие.
История исчезнувших мостов и безымянных улочек в Одессе на Дерибасовской (ФОТО)

Итак, "улочка Мастеров", распиаренная в одесских медиа в начале этого года - это на самом деле никакая не улочка, а просто узкий второй внутренний дворик в здании Пассажа. Попасть в него можно непосредственно из крытой галереи: если заходите с Дерибасовской, то вход будет слева, если с Преображенской - то после поворота галереи справа.

Здесь находится несколько небольших коммерческих заведений, а также парочка уютных кафе. Почему это место назвали "улочкой Мастеров" - потому что здесь есть мастерские по ремонту одежды, обуви, гравировке на металле, полиграфические услуги и многое другое.

Гораздо интереснее вторая "улочка". которую можно найти во дворе дома Вагнера, что занимает весь квартал между Дерибасовской, Екатерининской и Ланжероновской. Заходим под арку с Дерибасовской, но идем не пить пиво с виски, а налево. Там - видим спуск вниз, примерно на полтора-два метра ниже уровня Дерибасовской. 

Важно - калитка обычно закрыта. Дело в том, что двор дома Вагнера с его питейными заведениями - не самое лучшее место для тихой жизни. Вот и приходится тем, кто живет "за калиткой" отгораживаться от незваных гостей. Журналистам там тоже не рады. 

Но мы все же спускаемся вниз - и видим узкую, не более полутора метров шириной, "улочку" между двумя тыльными стенами домов. Если смотрим справа - то это дворовой флигель по Дерибасовской 16, здание Ришельевского лицея. Здесь, по легендам, бывал Пушкин и жил Адам Мицкевич. Слева примыкает тыльная стена боковых флигелей сначала по Дерибасовской 18, затем по Ланжероновской 19 (дом Черепенникова постройки середины XIX века).

Сейчас же здесь живут самые обычные люди, причем не в самых лучших условиях. Те квартиры, входы в которые ведут прямо с улочки, это на самом деле подвалы дворовых флигелей. Мы же помним, что спускались сюда почти на два метра ниже Дерибасовской. Улочка изначально была чуть шире - но на ее "первом" уровне приросла пристройками. Тут сушатся вещи, стоят детские коляски, в общем - типичная атмосфера обычного одесского дворика.

Но почему же улочка, а точнее - проем между флигелями, оказалась ниже уровня улицы? Ответ прост. Это дно Военной балки. Сейчас она заканчивается на перекрестке Гаванной и Военного спуска. Но ранее Военная балка была гораздо длиннее и доходила по оси улицы Гаванной до самой Дерибасовской. А еще от нее ответвлялся достаточно глубокий овраг, пересекавший Ланжероновскую (в районе домов №28 и 17А) и даже Дерибасовскую (как раз на стыке зданий Ришельевского лицея под №16 и следующего дома под №18), и завершавшийся где-то чуть между Красным переулком и Греческой площадью до самой улицы Греческой.

Через этот овраг были переброшены мосты - один по Ланжероновской, второй по улице Гимназской (так до 1811-1812 гг. называлась Дерибасовская). Мост по Ланжероновской построили в 1810 году - и это был второй мост в Одессе. Именно вдоль Ланжероновской входил в маленький тогда город Херсонский тракт.

Каменный мост по Гимназской, заложенный в феврале 1811-го, достроен был в апреле 1812 года уже по Дерибасовской улице – ее за это время успели переименовать. Строил его подрядчик - дворянин Брынза, но проектировал сам Франц Фраполли - один из архитекторов-"основателей" Одессы. Обошелся мост в почти 9000 рублей - тогдашних рублей, которые имели цену. Имеющийся в областном архиве пакет документов о строительстве деревянного моста объединен в одно дело под названием "О построении моста дворянином Брынзою по Дерибасовой улице на балке между лавок, принадлежащих Комитету, и дома Попандопула". Речь идет о доме Попандопуло, разрушенном во Второй мировой войне, на месте которого затем построили типовую советскую "хрущобу".

Овраг (или балка) был достаточно глубокий. Согласно воспоминаниям одного из первопоселенцев Одессы Г. Писарева, дела обстояли так: "... Глубокий овраг шел по Греческой площади, и раздвоившись у дома Ведде (Дерибасовская, 31), одной частью проходил под дома Черепенникова и Карузо (Дерибасовская, 18, Ланжероновская, 28), другой - прямо по Гаванной и, соединяясь у Сабанеева моста, шел прямо в море". Таким образом, одна часть Военной балки пересекала Дерибасовскую у переулка Вице-адмирала Жукова, вторая - у Красного переулка. Возможно, именно поэтому и образовались эти переулки - по ним проходили овраги, и на них выходили фасады домов. Исходя из этого, можно предположить, что мост по Дерибасовской мог быть "двойным", захватывая обе части балки сплошной конструкцией, или же было два моста. На современном аэрофото можно увидеть, как Красный переулок "продолжается" нынешней "улочкой"-оврагом почти до Ланжероновской.

Мало того, еще в 1869 году Одесский статистический комитет в своих ежегодных записках отмечал, что "... между домами Попандопуло и коммерческой гимназии (Дерибасовская, 16) пролегала глубокая балка, впоследствии засыпанная". Таким образом, нынешний уровень "улочки" на два метра ниже Дерибасовской - это повышенный уровень дна Военной балки после того, как ее засыпали. Кстати, двор вышеупомянутого дома по Ланжероновской 28 тоже имеет понижение уровня относительно улицы.

Оба моста через Военную балку ликвидировали еще в первой половине XIX века, когда выровняли уровень Греческой площади и засыпали верховья Военной балки. Каменный мост на Дерибасовской разобрали. А вот деревянный мост по Ланжероновской, по легенде, просто засыпали землей. Однако, при раскопках этой улицы при ремонте теплотрассы летом 2018 года никаких остатков конструкций моста замечено не было, Скорее всего, если они и были - то их уничтожили еще в 1950-е, при первоначальной прокладке теплотрассы. Уже на старых картах Одессы за 1854 год Военная балка обозначается как форма рельефа только до Сабанеева моста.

comments powered by HyperComments