Балта: история, современность и реформы старинного городка в Одесской области (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Среда, 24 апреля 2019, 00:03
Маленький город с большой историей - так можно сказать о Балте - старинном городе на реке Кодыма на севере Одесской области. Показываем его с высоты птичьего полета.
Балта: история, современность и реформы старинного городка в Одесской области (ФОТО, ВИДЕО)

Точной даты первого поселения на территории города неизвестно. Первые достоверные упоминания о существовании здесь небольшого городка относятся уже к 30-м годов XVII века. Так, ссылаясь на рассказы местных жителей, считается, что в это время по указанию князя Любомирского (представитель одного из богатейших родов в Речи Посполитой) было основано селение, названное Палиевым (Палиевым Озером). Также известно, что до 1699 года князь Юзеф (Иосиф) Любомирский построил на левом берегу реки Кодымы польскую крепость, позднее названную в его честь Юзефгрод (Юзефград), хотя официально датой ее основания считается 1730 год. Скорее всего, в данном случае речь идет о перестройке старого замка в более современную по тем временам крепость. Согласно административному делению Речи Посполитой, город относился к Брацлавскому воеводству.

А на другой стороне Кодымы еще с конца XV века известен пограничный форпост с названием Балта (что означает на тюркских языках "секира"). В XVIII века это уже была небольшая крепость с городком при ней. С 1722 года в этих краях по правому берегу Кодымы жили ногайцы - переселившаяся сюда с Кубани Едисанская Орда.

 


Панорама Балты с высоты 250 метров с Успенским собором в нижней части кадра

Есть еще несколько версий происхождения названия Балта. Речь идет о "переносе" названия выходцами из молдавского города Бельцы, "наложенного" на болотистую местность в долине речки Кодыма. Ведь на румынском (и молдавском тоже) слово "baltẵ" означает "болото". А неподалеку от современной Балты было урочище с названием Палиево озеро.


Панорама Балты с долиной речки Кодыма и прудом на ней

В ХVII- XVIII веках город (обе его исторические части - Балта и Юзефгрод) подвергались разрушениям в ходе многочисленных русско-турецких и русско-польских войн, вооруженных восстаний и разбойничьих набегов. Но, каждый раз город возрождался. Во многом это было благодаря тому, что через Балту проходил торговый путь, ведущей из Подолья, Волыни, Киевщины к берегам Черного моря. Туда, к турецким крепостям, городам, таким как Очаков и Хаджибей, тянулись обозы с товарами, прежде всего с хлебом. Торговый люд привлекала и знаменитая балтская ярмарка, славившаяся украинским и ногайским скотом. Посещали ее и ногайские скотоводы, польские магнаты, русские, украинцы, еврейские и армянские купцы.


Панорама Балты с Успенским собором

Именно Балта стала местом, где произошел Casus Belli, начавший очередную русско-турецкую войну 1768-1774 гг. Дело было во время восстания гайдамаков. Один из гайдамацких отрядов под командованием Василия Шило в погоне за отрядом конфедератов "вломился" на турецкую сторону и устроил там еврейский погром. В ответ местные турецкие власти организовали акцию возмездия - православный погром уже на польской стороне в Юзефграде. Тот же Василий Шило после этого снова напал на турецкую Балту, разграбил и сжег городок. В итоге, события послужили поводом для объявления Османской империей войны России. Но уже в 1776 году городок, перешедший под управление Александра Любомирского, получил самоуправление в виде Магдебургского права, а в его восстановление княжеская семья вложила немалые суммы.


Речка Кодыма делит современную Балту на две части

Надо понимать, что в 1768 году в Правобережной Украине и, особенно, на Подолье было жарко. В начале года король Речи Посполитой Станислав Понятовский уравнял в гражданских правах представителей всех христианских конфессий. Не всем это понравилось: представители католической и униатской шляхты организовали "конфедерацию" и решили выразить свой протест в виде погромов и притеснений православных, протестантов и евреев. Дело доходило до грабежей и поджогов православных храмов и монастырей. Таким образом, события "Колиивщины" - восстания гайдамаков 1768-1769 гг. под руководством Максима Зализняка и Ивана Гонты выглядят как месть в ответ на притеснения "конфедератов". Месть, как и положено в то время, была жестокой - с массовой резней, грабежами и еврейскими погромами. Восстание на территории Речи Посполитой подавили российские войска, а в дальнейшем такая фактическая оккупация территории другого государства стала одной из причин все более стремительного заката Польши как государства и ее разделов между тремя соседними монархиями.


Успенский собор, построенный в начале ХХ века и освященный в 1915 году

В 1791 году, согласно Ясскому мирному договору, турецкий городок Балта отходит к Российской империи, а в 1793 году Юзефград был переименован в Еленск,  а земли Любомирских были проданы и также вошли в состав российского государства. От князей сохранилась усадьба - в ее помещениях сейчас находится Балтское педагогическое училище.


Пожарная каланча 1925 года постройки, слева - бывший дворец Любомирских, справа от башни - католический костел

Балта входила в состав Екатеринославского наместничества, а Еленск - Вознесенского. В 1797 году Еленск и Балта были официально объединены в один город - Балту, которая стала центром уезда Подольской губернии. 


Панорама старой части Балты. Видно здание больницы 1899 года постройки, пожарная каланча и дворец Любомирских

Экономическое процветание города во все времена его существования обуславливало выгодное расположение на проторенной дороге с Подолья и всей Правобережной Украины к Черному морю - к порту Хаджибей (потом ставшего Одессой), соляным промыслам Куяльницкого лимана и к устьям Южного Буга и Днепра. Затем именно по этим причинам Балта стала конечной точкой первой в подвластной России части Украины железной дороги - линии Одесса-Балта.


Балта

В 1897 году население Балты составило более 23 тысяч человек, из которых более 13 тысяч были евреями. С 1924 по 1928 годы Балта была столицей Молдавской автономии в составе УССР. С 1940 года и поныне - районный центр в составе Одесской области.


Старые и новые дома Балты

Из сохранившихся достопримечательностей следует заметить освященный в 1915 году православный Успенский собор. Неподалеку от него - площадь с бывшим дворцом Любомирских, построенным в XVIII веке костелом и устроенной на развалинах княжеского замка еще в 1920-е годы пожарной частью. Возведенная здесь в 1925 году в стиле конструктивизма пожарная каланча сейчас является неофициальным символом города, хотя и пребывает в аварийном состоянии. Местные жители весьма не против отреставрировать каланчу и даже намекают на наличие для этих целей денег в бюджете громады. Но "мешает" собственник - ГСЧС, которая не имеет средств на ремонт каланчи, и не может (или не хочет) согласовать реставрацию за счет местного бюджета или внебюджетных средств.

На улицах бывшего Юзефграда сохранилось немало старинных домов, но большинство из них все же относится уже к XIX и началу ХХ веков - периоду Российской империи. О давней истории говорит наличие булыжной мостовой на некоторых улицах. 

С 2015 года Балта переживает весьма интересный опыт административно-территориальной реформы. Город стал центром Балтской объединенной территориальной громады, включившей в себя не только Балту, но еще 27 населенных пунктов в окрестностях. Благодаря расширившимся полномочиям и росту гривневой массы местного бюджета здесь удалось сделать немало полезного для развития местной инфраструктуры.


Здание горсовета Балты, здесь же - управление объединенной территориальной громадой

Например, балтские школы получили финансовую автономию. Также им из бюджета громады выделяются средства на закупку оборудования, привлекаются грантовые программы на внедрение энергоэффективных технологий. На практике это выражается в массовой замене старых окон на современные стеклопакеты, ремонтах помещений, закупке компьютеров и другого оборудования, присоединении школ к проектам "Новая украинская школа", экспериментам с робототехникой и не только. Мало того, сэкономленные за счет энергоэффективности средства администрации школ могут использовать по своему усмотрению - например, для выплаты премий учителям. Тут же в Балте капитально отремонтировали здание поликлиники и устроили современный центр семейной медицины.


Нынешняя центральная площадь Балты перед зданием мэрии

Также балтская громада имеет возможность за средства своего бюджета закупать коммунальную технику, ремонтировать дороги и тротуары, устанавливать остановочные комплексы для автобусов, заниматься наружным освещением и так далее. Хотя проблем, несмотря на явный успех от административной реформы в данном конкретном случае,- еще хоть отбавляй. И самая главная из них, которую надо решать совместно с областными властями - это ремонт автодороги, ведущей в Балту от трассы Одесса - Киев. 


Панорама Балты с прудом на речке Кодыма с высоты 250 метров

Сейчас население Балты - чуть менее 19 тысяч человек. а всей громады - около 33 тысяч человек. В центре города имеется несколько пятиэтажных многоквартирных жилых домов 1980-х гг. постройки, есть более старые двухэтажные жилые дома на несколько квартир, возведенные в советское время. Также люди живут в тех дореволюционных домах, которые не приспособлены под административные, торговые или деловые цели.


Вид на Балту с высоты птичьего полета

Попасть в Балту и узнать множество подробностей о современной жизни этого города, о работе местного самоуправления в виде объединенной территориальной громаде нам удалось благодаря Одесской региональной организации Ассоциации городов Украины.

comments powered by HyperComments