Как в Одессе из индустриальной Пересыпи сделать новый деловой центр?
Пересыпь: от дикой природы до депрессивной промзоны
Еще в начале XIX века Пересыпь была совсем не такой, какой мы видим ее сейчас. Это была песчаная коса между лиманами и морем, щедро орошаемая за счет многочисленных ручьев и речушек. Даже сохранившиеся до сих пор топонимы вроде Лиманчика, Заливных и Солонцеватых переулков говорят о характере местности. Старые карты подсказывают, что еще в 1812 году нынешний Лиманчик представлял из себя несколько озер. А по улице Церковной текла небольшая речка, тут же неподалеку впадавшая в море. Через речку, там где она пересекала Московскую улицу, был переброшен мостик.
Потом все это постепенно пересохло – процесс отделения Хаджибейского лимана от моря продолжался. Тогда Пересыпь стала для города источником пылевых бурь – песок легко подхватывался ветром и переносился на большие расстояния. Проблема была решена усилиями градоначальника А.И.Левшина: здесь были насажаны сады (Левшинские плантации), рощи из пирамидальных тополей, вербы, лозы разных пород и тамариска общей площадью 233 десятины (примерно 250 гектар). Это закрепило ползучий ландшафт песчаного побережья и убрало пылевые бури, пронизывавшие Одессу насквозь. Насаждения вскоре превратились в густые леса, в которых горожане даже охотились на всякое зверье.
Во второй половине XIX века Пересыпь снова преобразилась. Леса были сведены. Берег моря был частично превращен в новые гавани порта – Хлебную и Нефтегавань. Как грибы, начали расти промышленные предприятия, часто тоже прямо на побережье – завод сельскохозяйственных машин Гена, сахарный завод, скотобойни... Район Лиманчика стал местом дислокации нефтехранилищ РОПиТ. На Пересыпи было построено также несколько электростанций, которые до Второй мировой войны являлись основными источниками электричества для Одессы.
Море оказалось отрезано от города и в этом месте. Прилегающие улицы стали рабочими районами с не очень хорошими, мягко выражаясь, бытовыми условиями. Рекреационный потенциал Пересыпи был потерян на долгие годы.
В советское время Пересыпь в еще большей степени стала промышленным районом. С постройкой нефтеперерабатывающего завода расширились территории, занимаемые нефтебаками, возникла специализированная на перевалке нефтепродуктов железнодорожная станция Одесса-Пересыпь. Берег моря от скотобоен почти до Лузановки превратился в промзону.
Только в 30-х годах начало осваиваться с рекреационной точки зрения побережье Лузановки. Это, в широком смысле, тоже Пересыпь, но уже Куяльницкого лимана. Долгое время этот лучший естественный пляж Одессы был труднодоступным – попасть на него из города можно было только на трамвае, а трамвай в Лузановку ходил редко, а сама дорога занимала больше часа. Только в 50-х годах Лузановка стала популярным пляжем – тогда был построен причал для пассажирских катеров, добраться от морского вокзала стало возможно буквально за полчаса, да еще и с комфортом и незабываемыми впечатлениями от плавания по морю. Потом начал застраиваться жилмассив имени Котовского, и так получилось, что Лузановка стала основным пляжем для его жителей. Но и из других районов города сюда ехали люди, особенно после того, как в 70-х годах по железной дороге начали ходить пригородные электропоезда с остановкой на станции "Сортировочная", что в двух шагах от пляжа.
Панорама промышленной Пересыпи
В настоящее время большая часть промышленности на берегу моря умерла. Завод "Сельмаш" (бывший завод Гена, бывший ЗОР) выпускает едва ли двадцатую долю того объема продукции сравнительно с советскими временами. Мясоперерабатывающий завод работает, но значительная часть его территории простаивает впустую или занята стройплощадкой заброшенной баскетбольной арены. Часть территорий используется в качестве складов и торговых площадей. Только завод "Одескабель" может похвастаться относительным благополучием. Таким образом, можно сделать вывод о том, что приморская территория используется совершенно нецелесообразно – и заводы стоят, и люди у моря здесь не отдыхают.
Панорама Пересыпи: нагромождение частного сектора, промзоны и железной дороги
В не менее депрессивном состоянии находятся и жилые кварталы по улицам Черноморского Казачества и Атамана Головатого. Старые дома зачастую лишены элементарных бытовых удобств, в большинстве своем изношены и находятся в отвратительном техническом состоянии. Помимо этого, Пересыпь представляет собой неблагоприятное с экологической точки зрения место для проживания людей: в тесном соседстве с автомобильными и железными дорогами, промышленностью, в районе высокий уровень грунтовых вод и постоянно существует угроза подтопления.
Типичная Пересыпь на улице Черноморского Казачества
Пересыпь является стратегически важным местом с транспортной точки зрения. Здесь проходит единственная автомагистраль, связывающая поселок Котовского с другими районами города и важнейшая железнодорожная линия с несколькими станциями. Кроме того, часть берега моря на Пересыпи занимает морской порт.
Проект Одесса-Сити: новый деловой центр Одессы
Существующая ситуация дает все основания для того, чтобы предложить план комплексной реконструкции Пересыпи из промышленного района в деловой и рекреационный центр, в полноценное связующее звено между жилмассивом Котовского и остальным городом. План этот потребует колоссальных капиталовложений и его осуществление может дать результаты, многократно превышающие цели, заложенные в нынешни Генеральный план. По своей идее предлагаемый проект перекликается с концепцией Экогорода, предусматривающей реконструкцию Пересыпи, Полей орошения, Жеваховой горы для превращения их в туристические объекты.
Фактически, суть плана состоит в том, чтобы полностью "перезагрузить" Пересыпь "с чистого листа", сохранив лишь основные автомагистрали, трамвайные линии и памятники промышленной архитектуры. Нового жилищного строительства в обновленной Пересыпи не предполагается. Этот район должен будет стать средоточием деловой активности города и рекреационным центром.
Все промышленные предприятия, расположенные сейчас на Пересыпи между морем и железной дорогой, необходимо вынести за черту города. Даже такие успешные, как "Одескабель". Это позволит освободить значительные территории для строительства новых офисных центров и отелей у берега моря. Также в результате этого появится возможность построить еще одну трамвайную линию непосредственно у берега моря от Нефтегавани до Лузановки – для обслуживания новых объектов и пляжей. Существующая трамвайная линия таким образом освободится от нагрузок, связанных с транспортным обслуживанием Пересыпи и может быть перестроена в линию скоростного трамвая для связи поселка Котовского с центром города.
Освободившееся от промышленных предприятий побережье от нефтегавани порта до Лузановки необходимо превратить в пляжи, которые будут плавно переходить в зеленую зону. Среди зеленых насаждений можно строить высотные отели, культурно-развлекательные центры и офисные здания – с повышением этажности от берега моря к железной дороге. Ряд зданий промышленного назначения должны быть сохранены как памятники промышленной архитектуры, но переделанные в офисные центры, музеи, кино- и концертные залы в стиле лофт. Такая перестройка старых промышленных зданий является общепринятой мировой практикой. Все эти мероприятия могут дать Одессе свыше двух с половиной километров пляжной зоны и пространство для строительства более чем сотни многоэтажных зданий.
Панорама побережья Пересыпи у заброшенного завода "Сельмаш"
Старый жилой фонд, который в настоящее время почти не имеет какой-либо архитектурной ценности, в большинстве своем должен быть снесен для освобождения территории под транспортные магистрали и новое строительство. Жителям этих зданий необходима компенсация в виде нового жилья, но в других районах города.
Берег Пересыпи переходит из промзоны (завод "Продмаш") в пляж Лузановка
Особого внимания в связи с выносом промзоны за пределы Одессы заслуживает нефтеперерабатывающий завод. Расположенный на Шкодовой горе, он является основным потребителем нефти, разгружаемой в Нефтегавани Одесского порта. Завод, несмотря на проведенную реконструкцию, остается источником загрязнения окружающей среды и потенциальным источником техногенных аварий. Помимо этого, по ряду свидетельств, катакомбы под нефтеперерабатывающим заводом затоплены нефтепродуктами, что также создает опасность экологической катастрофы. Перенос нефтезавода за черту города в связи с этим представляется весьма уместным с экологической точки зрения, кроме того, это позволит перепрофилировать Нефтегавань и железнодорожную станцию "Одесса-Пересыпь" под перевалку каких-либо других грузов.
Берег Лузановки, на некотором удалении от пляжа и парка - жилые дома
Для обеспечения транспортных связей необходимо строительство многоуровневой транспортной развязки в районе Пересыпских мостов. Также для улучшения связи поселка Котовского с центром города необходимо расширение существующих автомагистралей – улиц Черноморского Казачества, Атамана Головатого и Николаевской дороги, что возможно при сносе ветхих зданий. Не менее необходима достройка автодороги "Север-Юг" в ее части от Молодой Гвардии до Пересыпских мостов. Новый участок дороги может пройти вдоль железнодорожной линии за счет освобождения земель, занимаемых промзоной.
Вторая трамвайная линия станет туристическо-прогулочной линией, аналогом линии "берегового трамвая" вдоль всего побережья Бельгии. Также она обеспечит потребности нового района пляжей и делового центра в общественном транспорте. С этой линией может быть совмещена автодорога локального значения.
Бельгийский "Береговой трамвай" - так может выглядеть обновленное побережье Пересыпи и Лузановки. Фото: Богдан Смыков, www.transphoto.ru
Пляж, линия трамвая, небольшая улица и городская застройка - Пересыпь может выглядеть и так, на примере британского Блэкпула. Фото: Александр Продан, www.transphoto.ru
Естественно, что подобная масштабная реконструкция целого района займет даже не один десяток лет. Большую часть финансирования нового строительства следует возложить на плечи инвесторов, которые также возьмут на себя и инфраструктурную составляющую. Помимо строительства новых зданий, дорог и создания линии пляжей вместо нынешнего необорудованного побережья, будет необходима прокладка новых систем водопровода, канализации, электросетей и линий связи со значительным резервом мощности.
Конечным результатом коренной реконструкции Пересыпи должно стать создание района, в котором будет сосредоточена основная масса офисных центров. К берегу моря могут быть перенесены государственные, учебные и лечебные учреждения.
Так может выглядеть и побережье Лузановки и Пересыпи - на примере Тель-Авива. Фото: www.photo-day.com
Или на примере пляжей в Чикаго. Фото: www.world-beaches.ru
Частным результатом проекта Одесса-Сити станет разгрузка исторического центра города от деловой активности и, соответственно, разгрузка центра от потока автотранспорта. Другим частным результатом станут более высокие темпы развития таких районов как поселок Большевик или Жевахова гора. Вместе с развитием пляжно-рекреационной составляющей это должно превратить Пересыпь в смесь Ривьеры с Манхэттеном, в Одесса-Сити.
Пересыпь сейчас является одним из промышленных районов Одессы. Тем не менее, близость ее к морю и тот факт, что значительная часть промышленности или не работает, или влачит жалкое существование, говорит о необходимости постепенного превращения Пересыпи из унылой депрессивной промзоны в рекреационный центр города. Проведение такой реконструкции может превратить Пересыпь в деловой и туристический центр Одессы – Одесса-Сити.
Пересыпь: от дикой природы до депрессивной промзоны
Еще в начале XIX века Пересыпь была совсем не такой, какой мы видим ее сейчас. Это была песчаная коса между лиманами и морем, щедро орошаемая за счет многочисленных ручьев и речушек. Даже сохранившиеся до сих пор топонимы вроде Лиманчика, Заливных и Солонцеватых переулков говорят о характере местности. Старые карты подсказывают, что еще в 1812 году нынешний Лиманчик представлял из себя несколько озер. А по улице Церковной текла небольшая речка, тут же неподалеку впадавшая в море. Через речку, там где она пересекала Московскую улицу, был переброшен мостик.
Потом все это постепенно пересохло – процесс отделения Хаджибейского лимана от моря продолжался. Тогда Пересыпь стала для города источником пылевых бурь – песок легко подхватывался ветром и переносился на большие расстояния. Проблема была решена усилиями градоначальника А.И.Левшина: здесь были насажаны сады (Левшинские плантации), рощи из пирамидальных тополей, вербы, лозы разных пород и тамариска общей площадью 233 десятины (примерно 250 гектар). Это закрепило ползучий ландшафт песчаного побережья и убрало пылевые бури, пронизывавшие Одессу насквозь. Насаждения вскоре превратились в густые леса, в которых горожане даже охотились на всякое зверье.
Во второй половине XIX века Пересыпь снова преобразилась. Леса были сведены. Берег моря был частично превращен в новые гавани порта – Хлебную и Нефтегавань. Как грибы, начали расти промышленные предприятия, часто тоже прямо на побережье – завод сельскохозяйственных машин Гена, сахарный завод, скотобойни... Район Лиманчика стал местом дислокации нефтехранилищ РОПиТ. На Пересыпи было построено также несколько электростанций, которые до Второй мировой войны являлись основными источниками электричества для Одессы.
Море оказалось отрезано от города и в этом месте. Прилегающие улицы стали рабочими районами с не очень хорошими, мягко выражаясь, бытовыми условиями. Рекреационный потенциал Пересыпи был потерян на долгие годы.
В советское время Пересыпь в еще большей степени стала промышленным районом. С постройкой нефтеперерабатывающего завода расширились территории, занимаемые нефтебаками, возникла специализированная на перевалке нефтепродуктов железнодорожная станция Одесса-Пересыпь. Берег моря от скотобоен почти до Лузановки превратился в промзону.
Только в 30-х годах начало осваиваться с рекреационной точки зрения побережье Лузановки. Это, в широком смысле, тоже Пересыпь, но уже Куяльницкого лимана. Долгое время этот лучший естественный пляж Одессы был труднодоступным – попасть на него из города можно было только на трамвае, а трамвай в Лузановку ходил редко, а сама дорога занимала больше часа. Только в 50-х годах Лузановка стала популярным пляжем – тогда был построен причал для пассажирских катеров, добраться от морского вокзала стало возможно буквально за полчаса, да еще и с комфортом и незабываемыми впечатлениями от плавания по морю. Потом начал застраиваться жилмассив имени Котовского, и так получилось, что Лузановка стала основным пляжем для его жителей. Но и из других районов города сюда ехали люди, особенно после того, как в 70-х годах по железной дороге начали ходить пригородные электропоезда с остановкой на станции «Сортировочная», что в двух шагах от пляжа.
В настоящее время большая часть промышленности на берегу моря умерла. Завод «Сельмаш» (бывший завод Гена, бывший ЗОР) выпускает едва ли двадцатую долю того объема продукции сравнительно с советскими временами. Мясоперерабатывающий завод работает, но значительная часть его территории простаивает впустую. Часть территорий используется в качестве складов и торговых площадей. Только завод «Одескабель» может похвастаться относительным благополучием. Таким образом, можно сделать вывод о том, что приморская территория используется совершенно нецелесообразно – и заводы стоят, и люди у моря здесь не отдыхают.
В не менее депрессивном состоянии находятся и жилые кварталы по улицам Черноморского Казачества и Атамана Головатого. Старые дома зачастую лишены элементарных бытовых удобств, в большинстве своем изношены и находятся в отвратительном техническом состоянии. Помимо этого, Пересыпь представляет собой неблагоприятное с экологической точки зрения место для проживания людей: в тесном соседстве с автомобильными и железными дорогами, промышленностью, в районе высокий уровень грунтовых вод и постоянно существует угроза подтопления.
Пересыпь является стратегически важным местом с транспортной точки зрения. Здесь проходит единственная автомагистраль, связывающая поселок Котовского с другими районами города и важнейшая железнодорожная линия с несколькими станциями. Кроме того, часть берега моря на Пересыпи занимает морской порт.
Проект Одесса-Сити: новый деловой центр Одессы
Существующая ситуация дает все основания для того, чтобы предложить план комплексной реконструкции Пересыпи из промышленного района в деловой и рекреационный центр, в полноценное связующее звено между жилмассивом Котовского и остальным городом. План этот потребует колоссальных капиталовложений и его осуществление может дать результаты, многократно превышающие цели, заложенные в нынешний проект Генерального плана. По своей идее предлагаемый проект перекликается с концепцией Экогорода, предусматривающей реконструкцию Пересыпи, Полей орошения, Жеваховой горы для превращения их в туристические объекты.
Фактически, суть плана состоит в том, чтобы полностью реконструировать застройку Пересыпи «с чистого листа», сохранив лишь основные автомагистрали, трамвайные линии и памятники промышленной архитектуры. Нового жилищного строительства в обновленной Пересыпи не предполагается. Этот район должен будет стать средоточием деловой активности города и рекреационным центром.
Все промышленные предприятия, расположенные сейчас на Пересыпи между морем и железной дорогой, необходимо вынести за черту города. Даже такие успешные, как «Одескабель». Это позволит освободить значительные территории для строительства новых офисных центров и отелей у берега моря. Также в результате этого появится возможность построить еще одну трамвайную линию непосредственно у берега моря от Нефтегавани до Лузановки – для обслуживания новых объектов и пляжей. Существующая трамвайная линия таким образом освободится от нагрузок, связанных с транспортным обслуживанием Пересыпи и может быть перестроена в линию скоростного трамвая для связи поселка Котовского с центром города.
Освободившееся от промышленных предприятий побережье необходимо превратить в пляжи, которые будут плавно переходить в зеленую зону. Среди зеленых насаждений можно строить отели и культурно-развлекательные центры – с повышением этажности от берега моря к железной дороге. Ряд зданий промышленного назначения должны быть сохранены как памятники промышленной архитектуры. Их назначение может быть изменено: в офисные центры, музеи, кино- и концертные залы. Такая перестройка старых промышленных зданий является общепринятой мировой практикой. Все эти мероприятия могут дать Одессе свыше двух с половиной километров пляжной зоны.
Старый жилой фонд, который в настоящее время почти не имеет какой-либо архитектурной ценности, в большинстве своем должен быть снесен для освобождения территории под транспортные магистрали и новое строительство. Жителям этих зданий необходима компенсация в виде нового жилья, но в других районах города.
Особого внимания в связи с выносом промзоны за пределы Одессы заслуживает нефтеперерабатывающий завод. Расположенный на Шкодовой горе, он является основным потребителем нефти, разгружаемой в Нефтегавани Одесского порта. Завод, несмотря на проведенную реконструкцию, остается источником загрязнения окружающей среды и потенциальным источником техногенных аварий. Помимо этого, по ряду свидетельств, катакомбы под нефтеперерабатывающим заводом затоплены нефтепродуктами, что также создает опасность экологической катастрофы. Перенос нефтезавода за черту города в связи с этим представляется весьма уместным с экологической точки зрения, кроме того, это позволит перепрофилировать Нефтегавань и железнодорожную станцию «Одесса-Пересыпь» под перевалку каких-либо других грузов.
Для обеспечения транспортных связей необходимо строительство многоуровневой транспортной развязки в районе Пересыпских мостов. Также для улучшения связи поселка Котовского с центром города необходимо расширение существующих автомагистралей – улиц Черноморского Казачества, Атамана Головатого и Николаевской дороги. Не менее необходима достройка автодороги «Север-Юг» в ее части от Молодой Гвардии до Пересыпских мостов. Вторая трамвайная линия станет туристическо-прогулочной линией, аналогом линии «берегового трамвая» вдоль всего побережья Бельгии. Новый участок дороги может пройти вдоль железнодорожной линии за счет освобождения земель, занимаемых промзоной.
Естественно, что подобная масштабная реконструкция целого района займет даже не один десяток лет. Большую часть финансирования нового строительства следует возложить на плечи инвесторов, но расходы по инфраструктурной составляющей должен взять на себя городской или даже государственный бюджет. Помимо строительства новых зданий, дорог и создания линии пляжей вместо нынешнего необорудованного побережья, будет необходима прокладка новых систем водопровода, канализации, электросетей и линий связи со значительным резервом мощности.
Конечным результатом коренной реконструкции Пересыпи должно стать создание района, в котором будет сосредоточена основная масса офисных центров, сюда, к берегу моря, могут быть перенесены государственные, учебные и лечебные учреждения. Частным результатом проекта Одесса-Сити станет разгрузка исторического центра города от деловой активности и, соответственно, разгрузка центра от потока автотранспорта. Другим частным результатом станут более высокие темпы развития таких районов как поселок Большевик или Жевахова гора. Вместе с развитием пляжно-рекреационной составляющей это должно превратить Пересыпь в смесь Ривьеры с Манхэттеном, в Одесса-Сити.
Пересыпь сейчас является одним из промышленных районов Одессы. Тем не менее, близость ее к морю и тот факт, что значительная часть промышленности или не работает, или влачит жалкое существование, говорит о необходимости постепенного превращения Пересыпи из унылой депрессивной промзоны в рекреационный центр города. Проведение такой реконструкции может превратить Пересыпь в деловой и туристический центр Одессы – Одесса-Сити.
Пересыпь: от дикой природы до депрессивной промзоны
Еще в начале XIX века Пересыпь была совсем не такой, какой мы видим ее сейчас. Это была песчаная коса между лиманами и морем, щедро орошаемая за счет многочисленных ручьев и речушек. Даже сохранившиеся до сих пор топонимы вроде Лиманчика, Заливных и Солонцеватых переулков говорят о характере местности. Старые карты подсказывают, что еще в 1812 году нынешний Лиманчик представлял из себя несколько озер. А по улице Церковной текла небольшая речка, тут же неподалеку впадавшая в море. Через речку, там где она пересекала Московскую улицу, был переброшен мостик.
Потом все это постепенно пересохло – процесс отделения Хаджибейского лимана от моря продолжался. Тогда Пересыпь стала для города источником пылевых бурь – песок легко подхватывался ветром и переносился на большие расстояния. Проблема была решена усилиями градоначальника А.И.Левшина: здесь были насажаны сады (Левшинские плантации), рощи из пирамидальных тополей, вербы, лозы разных пород и тамариска общей площадью 233 десятины (примерно 250 гектар). Это закрепило ползучий ландшафт песчаного побережья и убрало пылевые бури, пронизывавшие Одессу насквозь. Насаждения вскоре превратились в густые леса, в которых горожане даже охотились на всякое зверье.
Во второй половине XIX века Пересыпь снова преобразилась. Леса были сведены. Берег моря был частично превращен в новые гавани порта – Хлебную и Нефтегавань. Как грибы, начали расти промышленные предприятия, часто тоже прямо на побережье – завод сельскохозяйственных машин Гена, сахарный завод, скотобойни... Район Лиманчика стал местом дислокации нефтехранилищ РОПиТ. На Пересыпи было построено также несколько электростанций, которые до Второй мировой войны являлись основными источниками электричества для Одессы.
Море оказалось отрезано от города и в этом месте. Прилегающие улицы стали рабочими районами с не очень хорошими, мягко выражаясь, бытовыми условиями. Рекреационный потенциал Пересыпи был потерян на долгие годы.
В советское время Пересыпь в еще большей степени стала промышленным районом. С постройкой нефтеперерабатывающего завода расширились территории, занимаемые нефтебаками, возникла специализированная на перевалке нефтепродуктов железнодорожная станция Одесса-Пересыпь. Берег моря от скотобоен почти до Лузановки превратился в промзону.
Только в 30-х годах начало осваиваться с рекреационной точки зрения побережье Лузановки. Это, в широком смысле, тоже Пересыпь, но уже Куяльницкого лимана. Долгое время этот лучший естественный пляж Одессы был труднодоступным – попасть на него из города можно было только на трамвае, а трамвай в Лузановку ходил редко, а сама дорога занимала больше часа. Только в 50-х годах Лузановка стала популярным пляжем – тогда был построен причал для пассажирских катеров, добраться от морского вокзала стало возможно буквально за полчаса, да еще и с комфортом и незабываемыми впечатлениями от плавания по морю. Потом начал застраиваться жилмассив имени Котовского, и так получилось, что Лузановка стала основным пляжем для его жителей. Но и из других районов города сюда ехали люди, особенно после того, как в 70-х годах по железной дороге начали ходить пригородные электропоезда с остановкой на станции «Сортировочная», что в двух шагах от пляжа.
В настоящее время большая часть промышленности на берегу моря умерла. Завод «Сельмаш» (бывший завод Гена, бывший ЗОР) выпускает едва ли двадцатую долю того объема продукции сравнительно с советскими временами. Мясоперерабатывающий завод работает, но значительная часть его территории простаивает впустую. Часть территорий используется в качестве складов и торговых площадей. Только завод «Одескабель» может похвастаться относительным благополучием. Таким образом, можно сделать вывод о том, что приморская территория используется совершенно нецелесообразно – и заводы стоят, и люди у моря здесь не отдыхают.
В не менее депрессивном состоянии находятся и жилые кварталы по улицам Черноморского Казачества и Атамана Головатого. Старые дома зачастую лишены элементарных бытовых удобств, в большинстве своем изношены и находятся в отвратительном техническом состоянии. Помимо этого, Пересыпь представляет собой неблагоприятное с экологической точки зрения место для проживания людей: в тесном соседстве с автомобильными и железными дорогами, промышленностью, в районе высокий уровень грунтовых вод и постоянно существует угроза подтопления.
Пересыпь является стратегически важным местом с транспортной точки зрения. Здесь проходит единственная автомагистраль, связывающая поселок Котовского с другими районами города и важнейшая железнодорожная линия с несколькими станциями. Кроме того, часть берега моря на Пересыпи занимает морской порт.
Проект Одесса-Сити: новый деловой центр Одессы
Существующая ситуация дает все основания для того, чтобы предложить план комплексной реконструкции Пересыпи из промышленного района в деловой и рекреационный центр, в полноценное связующее звено между жилмассивом Котовского и остальным городом. План этот потребует колоссальных капиталовложений и его осуществление может дать результаты, многократно превышающие цели, заложенные в нынешний проект Генерального плана. По своей идее предлагаемый проект перекликается с концепцией Экогорода, предусматривающей реконструкцию Пересыпи, Полей орошения, Жеваховой горы для превращения их в туристические объекты.
Фактически, суть плана состоит в том, чтобы полностью реконструировать застройку Пересыпи «с чистого листа», сохранив лишь основные автомагистрали, трамвайные линии и памятники промышленной архитектуры. Нового жилищного строительства в обновленной Пересыпи не предполагается. Этот район должен будет стать средоточием деловой активности города и рекреационным центром.
Все промышленные предприятия, расположенные сейчас на Пересыпи между морем и железной дорогой, необходимо вынести за черту города. Даже такие успешные, как «Одескабель». Это позволит освободить значительные территории для строительства новых офисных центров и отелей у берега моря. Также в результате этого появится возможность построить еще одну трамвайную линию непосредственно у берега моря от Нефтегавани до Лузановки – для обслуживания новых объектов и пляжей. Существующая трамвайная линия таким образом освободится от нагрузок, связанных с транспортным обслуживанием Пересыпи и может быть перестроена в линию скоростного трамвая для связи поселка Котовского с центром города.
Освободившееся от промышленных предприятий побережье необходимо превратить в пляжи, которые будут плавно переходить в зеленую зону. Среди зеленых насаждений можно строить отели и культурно-развлекательные центры – с повышением этажности от берега моря к железной дороге. Ряд зданий промышленного назначения должны быть сохранены как памятники промышленной архитектуры. Их назначение может быть изменено: в офисные центры, музеи, кино- и концертные залы. Такая перестройка старых промышленных зданий является общепринятой мировой практикой. Все эти мероприятия могут дать Одессе свыше двух с половиной километров пляжной зоны.
Старый жилой фонд, который в настоящее время почти не имеет какой-либо архитектурной ценности, в большинстве своем должен быть снесен для освобождения территории под транспортные магистрали и новое строительство. Жителям этих зданий необходима компенсация в виде нового жилья, но в других районах города.
Особого внимания в связи с выносом промзоны за пределы Одессы заслуживает нефтеперерабатывающий завод. Расположенный на Шкодовой горе, он является основным потребителем нефти, разгружаемой в Нефтегавани Одесского порта. Завод, несмотря на проведенную реконструкцию, остается источником загрязнения окружающей среды и потенциальным источником техногенных аварий. Помимо этого, по ряду свидетельств, катакомбы под нефтеперерабатывающим заводом затоплены нефтепродуктами, что также создает опасность экологической катастрофы. Перенос нефтезавода за черту города в связи с этим представляется весьма уместным с экологической точки зрения, кроме того, это позволит перепрофилировать Нефтегавань и железнодорожную станцию «Одесса-Пересыпь» под перевалку каких-либо других грузов.
Для обеспечения транспортных связей необходимо строительство многоуровневой транспортной развязки в районе Пересыпских мостов. Также для улучшения связи поселка Котовского с центром города необходимо расширение существующих автомагистралей – улиц Черноморского Казачества, Атамана Головатого и Николаевской дороги. Не менее необходима достройка автодороги «Север-Юг» в ее части от Молодой Гвардии до Пересыпских мостов. Вторая трамвайная линия станет туристическо-прогулочной линией, аналогом линии «берегового трамвая» вдоль всего побережья Бельгии. Новый участок дороги может пройти вдоль железнодорожной линии за счет освобождения земель, занимаемых промзоной.
Естественно, что подобная масштабная реконструкция целого района займет даже не один десяток лет. Большую часть финансирования нового строительства следует возложить на плечи инвесторов, но расходы по инфраструктурной составляющей должен взять на себя городской или даже государственный бюджет. Помимо строительства новых зданий, дорог и создания линии пляжей вместо нынешнего необорудованного побережья, будет необходима прокладка новых систем водопровода, канализации, электросетей и линий связи со значительным резервом мощности.
Конечным результатом коренной реконструкции Пересыпи должно стать создание района, в котором будет сосредоточена основная масса офисных центров, сюда, к берегу моря, могут быть перенесены государственные, учебные и лечебные учреждения. Частным результатом проекта Одесса-Сити станет разгрузка исторического центра города от деловой активности и, соответственно, разгрузка центра от потока автотранспорта. Другим частным результатом станут более высокие темпы развития таких районов как поселок Большевик или Жевахова гора. Вместе с развитием пляжно-рекреационной составляющей это должно превратить Пересыпь в смесь Ривьеры с Манхэттеном, в Одесса-Сити.