На севере Одесской области гремит этнофестиваль "Кодымафест" (ФОТО, ВИДЕО)
В дни церковного праздника Троицы уже в третий раз в селе Ивашков в окрестностях городка Кодыма проходит этнический фестиваль "Кодымафест". На два дня размеренная жизнь небольшого села меняется: здесь собираются, чтобы знатно "пофестивалить" тысячи людей. Фестиваль проводится здесь уже в третий раз, с 2016 года, и можно сказать - он таки удался и становится на ноги.
В нашем видеоролике - как с шествия всех участников начался фестиваль, а также фантастические пейзажи Подолья около села Ивашков: леса, поля, долины и дома с высоты птичьего полета.
Как заметил декан нынешнего историко-философского факультета Одесского университета Вячеслав Кушнир, фестиваль должен развиваться и не предлагать своим гостям из года в год одно и то же. И поэтому команда самого Кушнира и студентов-историков устроила на "Кодымафесте" сразу два значимых объекта.
Это казацкий лагерь, огороженный возами, в котором собрался небольшой курень вооруженных до зубов "запорожцев". Мало того, на фестиваль приехали два десятка казаков из Румынии - потомков Задунайских казаков из Задунайской сечи, существовавшей в устье Дуная с конца XVIII века по 1828 год.
И аутентичная копия двухэтажного дома времен Трипольской культуры. Дом построен по древним технологиям - глинобитные стены на каркасе из прочных бревен. Глину для стен месят и смешивают с соломой тут же. Дом еще не полностью готов - так как на полное высыхание глины потребуется еще пару недель. А потом он будет расписан по мотивам трипольских орнаментов, найденных археологами именно здесь, в Кодымском районе.
Каждое село Кодымского района подготовило на фестиваль свою "делегацию" в своем домике. Здесь можно увидеть интерьеры старинных крестьянских хат Подолья, попробовать местную кухню (и, поверьте, оно того стоит). Между селами есть существенные различия.
И это понятно, потому что долину речки Кодымы, являвшейся несколько столетий пограничьем между Речью Посполитой и подконтрольным Османской империи "Диким полем" населяли все кому не лень. Тут были, естественно, украинцы. К ним присоединялись поляки - как потомки шляхты и подчиненных им крестьян, так и бежавшие в турецкие земли "посполитые". Немало здесь и молдаван.
Но один общий нюанс для Кодымщины есть. Проявляется это в том, что сравнительно даже с расположенной неподалеку Балтой, здесь уже совершенно не винодельческий регион. Главный местный напиток и в Кодыме, и Ивашкове, и в Будеях, и во многих других селах района - самогон. И не просто самогон, а самый настоящий "Спотикач".
Собственно, все действо фестиваля проходило так. Сначала около 14 часов состоялось торжественное открытие - с массового шествия всех участников и гостей от местной церкви до главной сцены под аркой.
На арке - стилизованное изображение символа фестиваля в виде красной рыбки, которую здесь называют "коблик". Эта рыба уже давно исчезла в водах речки Кодымы, но несколько лет назад появилась вновь.
Затем начали работу домики - экспозиции от каждого села. В них и стар и млад мог посмотреть на быт местных жителей, прикупить себе различного этнического хенд-мейда, отведать чего-то вкусного, а затем остановиться на "спотикач". И надо сказать, что формат народного гулянья с изобилием простых, аутентичных и вкусных блюд - то, что привлекает на фестиваль местных жителей.
А туристов сюда привлекает совсем другое - романтика почти нетронутой современной цивилизацией старинной культуры и истории Кодымщины и всего Подолья, красота природы.
Мы заметили достаточно много автобусов с туристами - и из Одессы, и из других мест, в том числе из Молдовы и Румынии. Остановиться можно в немногочисленных гостиницах или даже в гостях у местных - в формате "зеленого туризма". Однако, все же наиболее актуальным для "Кодымафеста" остается организованный однодневный автобусный тур.
Для туристов подготовили несколько вариантов экскурсий по окрестным селам, имеющих свои интересные нюансы.
Например - село Будеи, основанное в 1748 году казаками на Шпаковом шляхе - от Кодымы к Балте. Шлях был интересный, в одной из местных корчм неделю жил сам Оноре де Бальзак со своей женой Эвелиной Ганской, и на этом же месте в 1921 году гайдамаки разгромили большевистский продотряд.
Почти во всех селах - замеченные нами только на севере Одесской области деревянные церкви, построенные без гвоздей и окрашенные в белый и голубой цвета.
Церковь святой Параскевы в Будеях - построена в 1897-1903 гг. В советское время закрыта и превращена в склад. А в 90-е - открыта вновь. Типичная судьба всех местных храмов.
На главной сцене за два вечера выступила дюжина известных исполнителей украинского фолка, среди которых Виктор Павлик, Ирина Федишин, "VacяClub", "Божичі", "Баламути", а также неутомимый сказочник, рассказчик и весельчак Сашко Лирник. А труппа одесского Украинского театра показывает "Кайдашеву семью".
Ради фестиваля село Ивашков постепенно облагораживается. Еще с 2016 года здесь отреставрировали мост через речку Савранку, устроили пруд с беседками и островами, построили с расчетом на долговременную перспективу домики для фестиваля.
Фестивальные дни означают оживление деловой активности, в основном за счет работы ярмарки и многочисленных уличных кафе и закусочных. Заодно фестиваль стал стимулом для жителей Ивашкова целый год понемногу содержать свое село в порядке и проводить посильное благоустройство.
Но самая большая проблема и "Кодымафеста", и Ивашкова, и самой Кодымы - это логистика. Добраться на фестиваль можно двумя путями. Или автобусом-челноком от железнодорожной станции Кодыма, куда несколько раз в день ходит электричка "Одесса - Вапнярка", а также останавливаются некоторые пассажирские поезда. Или потратить примерно четыре-пять часов на дорогу автобусом от Одессы. Половина этого времени уходит на почти 200 километров по трассе на Киев, а вторая половина - дорога от развязки у Кривого Озера до Кодымы через Балту. Этот участок приходится ехать очень медленно. Хотя определенный прогресс есть - в прошлом году капитально отремонтировали участок дороги от Балты до Кодымы.