Нелепая случайность или… естественное состояние?

Сергей Стеблиненко  |  Субота, 15 листопада 2025, 11:01
Когда мы читаем о волне коррупции, подобно цунами обрушившейся на «Энергоатом» в эти дни, то невольно задумываемся о неприятной ситуации, в которой оказалось наше государство. На самом же деле все это не совсем так. Вернее, совсем не так. Дело в том, что мы из нее вообще никогда не выходили.
Нелепая случайность или… естественное состояние?

Энергетика – всегда была камнем преткновения на всех этапах развития независимой Украины. Причем, началось это безобразие еще во времена существования позднего СССР, когда все предприятия этой отрасли были союзного подчинения и выходили непосредственно на москву, минуя Киев. После обретения независимости сложилась удивительная ситуация – вновь созданные республиканские отраслевые ведомства стали напоминать некие «государства в государстве», потеряв былое централизованное руководство в москве, но не создав подобной отлаженной структуры в Киеве. При этом главная ресурсная база (ядерное топливо, нефть и газ) по-прежнему поступали из россии (уголёк был свой, но нерентабельный – дороже, чем у зарубежных конкурентов, но про это поговорим в другой раз). Вот тут наше «горюшко» и началось…

Так сложилось, что нефть для украинских НПЗ централизовано государством не закупалась (ею обеспечивало себя каждое частное предприятие в отдельности), а потому и больших коррупционных скандалов вокруг нее не было.

С газом дела обстояли гораздо хуже – его приходилось закупать как для населения, так и промышленности. В россии до сих пор существует монополия «Газпрома» на экспорт газа, поэтому и приходилось осуществлять его закупки централизовано через государственную структуру «Нефтегаз». Когда Стокгольмский арбитраж пересчитал убытки, которые потерпела от этого Украина и присудил возвращение миллиардов долларов никто даже не задумывался о том, каким образом наши чиновники подписывали с «Газпромом» столь невыгодные договора как на прокачку газа по украинской ГТС, так и на его закупку для внутреннего потребления. Нам вдалбливали в головы, что мы зависим от российского «голубого топлива», умалчивая о том, что и сама россия зависит от прокачки газа в Европу через Украину. Ведь тогда не было ни «Северных потоков», ни «Турецкого потока», ни даже «Силы Сибири» - украинская ГТС была единственной «прямой кишкой», через которую российские газы могли выводится из чрева россии. Впрочем, со временем это прекратилось. Правда, ни один коррупционер не сел на скамью подсудимых.

Мог ли стать исключением из коррупционных «правил» упомянутый выше «Энергоатом»? Конечно же нет. В изувеченной аварией на ЧАЭС стране никогда не возникал вопрос о приватизации атомных электростанций и переводе этой отрасли в конкурентную среду. Объяснялось это это необходимостью технического контроля, хотя в Европе большинство АЭС частные, но это не мешает государству осуществлять этот самый контроль повсеместно, независимо от собственников. Кроме того, централизовано закупалось у «Росатома» ядерное топливо, что объяснялось спецификой советских реакторов. Как вы думаете, были ли нарушения при этих закупках? Лишь в 2008 году выяснилось, что после некоторой доработки те же реакторы прекрасно трудятся на американском топливе от компании Westinghouse . Вот только выяснять, кто долгие годы поддерживал монополию «Росатома» почему-то не стали. В итоге все, что происходило на украинских АЭС пребывало в тени – госзакупки (мало кто знает, что все предметы на станциях от карандашей до кондиционеров и пылесборников постепенно набирают радиацию и периодически подлежат замене), господряды и прочие «вкусняшки» были наглухо закрыты для общества.

Как мне кажется (конечно, могу и ошибаться), скандалу с «Энергоатомом» нужно… радоваться, а не горевать. Ведь на поверхность впервые всплыло то, до чего никогда не дотягивались (по той или иной причине) руки правоохранителей. Огорчает другое – борьба идет с последствиями, не затрагивая причин коррупции, как антисоциального явления: отсутствия конкуренции во всех сферах экономики, запаздывания принятия Закона о лоббировании, активной борьбы с кумовством в высших эшелонах власти, но главное – постоянного контроля правоохранительных органов и честной работы судов.

И последнее…

Личность конкретного президента или премьера на все это никак не влияет, ибо при всех украинских «гетманах» были свои «любі друзі»: "матвиенки", "насировы", "злочевские", "свинарчуки", "миндичи" и прочие, склонные к финансовым авантюрам люди.

"Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни"

(Ли Куан Ю - премьер-министр Республики Сингапур с 1959 по 1990 год)

После этой фразы бессмертные слова великого Кобзаря звучат совсем иначе:

Німець скаже: «Ви моголи».
«Моголи! моголи!»
Золотого Тамерлана
Онучата голі.

comments powered by HyperComments