Последний шанс… (из цикла «В потемках…»)
Всякий раз, когда слышу возмущенные вопли совкодрочеров «какую державу разворовали!» спрашиваю – а, действительно, какую?
С устаревшим морально и физически оборудованием, давно вышедшими из инженерной «моды» технологиями, на хрен никому не нужными НИИ и заточенными исключительно на «оборонку» управленцами? Можете ли вы назвать мне хоть какую-то украинскую продукцию (кроме полуфабрикатов – металлопроката, глинозема и пшеницы твердых сортов), которая бы пользовалась спросом на международных рынках?
Начнем, пожалуй, с «военки» - сталинско-бериевская система секретности работала идеально вплоть до начала 90-х годов. Отдельные элементы оружия выпускались всеми без исключения гражданскими предприятиями под названием «метизов». Без выполнения плана по ним дпже самые успешные заводы лишались премий. По «метизу» было невозможно определить на фига нужна та или иная «железяка». В конце 70-х нас студентов «погнали» вместо колхоза на ЗОР, делавший различную вспомогательную сельхозтехнику – веялки, сеялки и прочие «мешалки». Моим рабочим местом стал гигантский немецкий расточной станок 1913 года рождения, привезенный в Одессу в 1945 в качестве военного трофея. К нему прилагались бруски с квадратом 50х50мм в сечении, которые нужно было проточить до 40х40мм. Брусков было так много, что казалось они никогда не кончатся. Монотонная работа, жаркий сентябрь и 19 лет отроду требовали чего-нибудь более осмысленного. Идею подсказал зэк-«химик», работавший на этом самом станке во вторую смену – он завернул в тряпку связку электродов и запихнул в «окошко», за которым «прятались» две огромные шестерни. В станке что-то заурчало, загудело, бахнуло и… погас свет. Причем, не только в этом цехе, но и на всем заводе. А так-как завод стоял на берегу моря, «освобожденный от оков» пролетариат направился поближе к воде. Впрочем, это небольшое отвлечение от темы. Главное – другое: уже вернувшись в институт выяснил, что те же бруски, но уже после моей расточки другой студент, оказавшийся на другом заводе, укорачивал с торцов. Что происходило с этими изделиями дальше – не знал никто, включая «секретчика» минобороны, разработавшего подобную схему производства. А теперь представьте, что порядка 20% всей выпускаемой в стране гражданскими предприятиями продукции были теми самыми «метизами».
Когда мне говорят «какую державу угробили» и называют объем выпускаемой продукции я сразу вычитаю из него 20% «метизов». Но и это еще не все…
Как вы думаете, сколько невостребованных вещей, машин и механизмов оставалось на складах производителей и «заказчиков»? Несколько раз встречал данные о 30% никому не нужного барахла, которое даже в эпоху кромешного дефицита никто не хотел брать даже за смешные деньги.
СССР производил около 22% мирового ВВП, из которого половина зависала в воздухе. При этом 24% США и 20% Европы реально раскупалась. Нужно ли сегодня удивляться 1,5% от мирового ВВП россии в сравнении с 24% ЕС, 22% США и 14% КНР?
Так увлекся воспоминаниями, что едва не забыл о том, что хотел написать в этой заметке. Так вот, часть того самого устаревшего оборудования до сих пор использовалась нашими олигархами, никак не желавшими заменить его на нечто более совершенное. Да, и зачем? Добываемый на Донбассе в нерентабельных шахтах уголь великолепно сжигался в топках ТЭЦ, которые еще при Хрущеве были «заточены» только на него. Металлургические гиганты сжирали неимоверное количество газа, не желая переходить на более дорогое электричество. И все это «счастье» дотировалось государством, местными бюджетами и… личными деньгами населения. От 2 до 3 млрд долларов ежегодно шли из казны на Донбасс, местные советы «отстегивали» на поддержание котельных, а мартены металлургов получали газ по тем же ценам, что и старики-пенсионеры. Когда Герой Украины и депутат Владимир Бойко перевел комбинат Ильича в Мариуполе с газа на электричество, на него обрушился шквал критики со стороны коллег-металлургов. «Зачем ты это сделал? Ведь все было так хорошо…», - говорили ему со всех сторон.
Причина столь странной «хозяйственной» деятельности заключалась в том, что и шахты, и котельные, и власть принадлежали одним и тем же людям, фамилии которых вы прекрасно знаете и без меня.
Ненормальный кретин из питерской подворотни не только оставил нас без света, но и дал шанс для перехода на другие источники электроэнергии и тепла, от которых наши «бережливые» олигархи отмахивались более 30 лет.
Нужно не восстанавливать старый советский металлолом, а возводить абсолютно новые ТЭС и котельные с б/у в употреблении западным оборудованием. В апреле этого года Германия предложила отдать Украине оборудование из собственных закрытых ТЭС. Чуть позже Литва заявила, что передаст Украине энергооборудование с Вильнюсской ТЭЦ и Игналинской АЭС.
А ведь это наш последний шанс вырваться из "объятий" СССР, которые 30 лет не давали нам возможности продвижения в будущее.
Варианта всего лишь два - или идти вперед, или возвращаться назад. Третьего не дано...