Все дороги ведут в... НАТО!
А теперь задумаемся, с какого перепугу, а его слова некоторые восприняли в качестве страха Альянса перед россией, прозвучало подобное "предложение"?
Дело в том, "идея" Йенсена совершенно не нова. Именно такой подход (только со знаком "минус") был предложен Сталиным европейским странам, которые по результатам Второй мировой войны имели несколько различных зон оккупаци - отказ от вступления в НАТО ради сохранения целостности страны. Так нейтральный статус появился у Финляндии (в 1948 году) и Австрии (в 1955). Нечто подобное было предложено в 1952 (за год до смерти "усатого") и Германии.
10 марта 1952 г. была опубликована нота советского правительства мировым державам и одновременно распространен проект мирного договора, который мог кардинально изменить положение Германии в мире, и положение немцев, в самой Германии. Предлагалось объединить обе половинки немецкого народа в одно единое государство при условии соблюдения им нейтралитета, как лояльности в отношении СССР. А уже 14 марта 1952 года премьер-министр ГДР Отто Гротеволь "взял под козырек" и заявил о своем согласии воссоединиться "в едином порыве". Казалось, что еще нужно для счастья?
Но тут нашелся человек, который имел мужество и доверие своего народа сказать решительное "нет" столь заманчивому предложению.
Это был бывший обер-бургомистр Кёльна (1917—1933), председатель прусского Государственного совета (1920—1932), непримиримый противник режима Гитлера Конрад Аденауэр, избранный на пост канцлера Германии в сентябре 1949 и проработавший на нем до октября 1963 года (ушёл в отставку в 87 лет добровольно по причине собственной немощи), главный инициатор экономического возрождения немецкого государства.
Шутя, Аденауэр заявлял, что Сибирь начинается уже на правом берегу Рейна и предпринял усилия для вступления Германии в НАТО в 1955 году. Между прочем, именно после этого СССР предложил ФРГ восстановить дипломатические отношения и начал относиться к Германии не как победитель к побежденному, а как к равновеликому партнеру международных отношений.
А теперь задумаемся, чем отличается "предложение руки и сердца" со стороны Сталина и высказанная натовским чиновником идея пошлого "обмена".
Во-первых, Украина и Германия находятся в различных условиях. К 1952 году Германия не только окончательно проиграла войну, но и напрочь утратила свой суверенитет - вопрос репараций решали победители без какого либо участия со стороны Берлина. Кроме того, союники оккупировали всю территорию немецкого государства, не оставив ни сантиметра от прежнего рейха (земель, объединенных одним государством). Ничего подобного в Украине нет и близко - мы не только не проиграли в войне, но даже имеем реальные шансы ее выиграть.
Во-вторых, вступление Украины в НАТО зависит исключительно от готовности на это самого блока. Хватит ли смелости и ответственности у входящих в Альянс стран сказать твердое "да"? Этого не знает никто.
Наконец, в-третьих, невозможно игнорировать мнение непобежденного народа Украины. Вступление в НАТО и ЕС стало для наших граждан принципом, стоящим на уровне самоопределения в качестве политической нации. Украинцы не желают идти на какие либо компромиссы, прекрасно понимая, что отступать некуда - позади Буча, Гостомель, Мариуполь и сотни других "убитых и раненных" украинских городов. Если предложение Сталина в 1952 году воспринималось немцами в качестве очередного национального унижения, то в случае с Украиной речь идет о сохранении самоидентичности целого народа.
Любой украинский политик, принявший предложение о замирении по принципу "мир в обмен на землю", будет не понят украинским обществом. Лучше всех о такой ситуации когда-то написал Владимир Высоцкий:
А люди все роптали и роптали,
А люди справедливости хотят:
- Мы в очереди первыe стояли,
А те, кто сзади нас, - уже едят...
Мы не позволим ненасытному восточному зверю проглодить даже горсть нашей земли. При этом никто не знает, как поступить с озлобленным (надеюсь не только на нас) населением оккупированных Крыма и Донбасса - выслать из страны обладателей российских паспортов (но среди них найдется немало тех, кого к этому принудили), на какое-то время лишить гражданских прав (во французском Виши после Виторой мировой войны - 5 лет) или относится к ним как к равным (чтобы на первых же послевоенных выборах получить нового Януковича и соответствующий ему парламент)?
Проблема реально существует и довольно серьезная. Но, какой бы путь (Германии или Финляндии) украинский народ не выбрал, он все равно рано или поздно окажется в НАТО, ибо при всей ущербности Альянса ничего лучшего человечество до сих пор не придумало...