Бегущие по волнам!
"Эти военно-морские беспилотники, которые никогда раньше не показывали журналистам, все чаще позволяют украинцам атаковать россиян в Черном море и на Крымском полуострове и вести наблюдение за ними", - говорится в материале.
Пилот морского беспилотника, который назвался "Акулой", показал журналистам изготовленный на заказ многоэкранный пульт управления дроном, укомплектованный рычагами, джойстиками, монитором и кнопками, которые имеют крышки над переключателями, чтобы их нельзя было случайно нажать, с наклейками вроде "взрыв".
Разработчик беспилотника, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что работа над морскими беспилотниками началась только с началом полномасштабной войны.
"У нас было не так много сил, чтобы противостоять морской державе - россии. И нам нужно было разработать что-то свое", - сказал он.
Последние версии беспилотников, которые видели журналисты CNN, весят до 1000 килограммов, со взрывной нагрузкой до 300 килограммов, дальностью полета до 800 километров и максимальной скоростью до 80 км/ч.
Источники в украинском оборонном ведомстве подтвердили CNN, что морские беспилотники были задействованы как минимум в двух недавних атаках: на Крымский мост в июле этого года и в порту Севастополя в октябре прошлого года.
"Эти дроны - полностью украинское производство. Они спроектированы, изготовлены и протестированы здесь. Это наше собственное производство корпусов, электроники и программного обеспечения. Более 50% производства оборудования происходит здесь (в Украине)", - рассказал разработчик.
По его словам, россиянам трудно попасть в такой маленький беспилотник и обнаружить его.
"Скорость этих беспилотников превышает скорость любого морского судна в Черноморском регионе на данный момент", - добавил он.
Скорость и трудности с обнаружением могут в определенной степени объяснить, как атаковавшие мост беспилотники незамеченными прошли в темноте через Черное море к мосту, отмечает CNN.
По мнению разработчика, может пройти от 5 до 10 лет или больше, прежде чем россияне смогут эффективно противостоять этому типу оборудования.
Для начала определимся с тактическими данными, упомянутыми в статье.
Дальность - 800 км.
От Одессы до Новороссийска по прямой - 582 км, до Севастополя - 301 км, а Керчи - 460 км. Добавьте к этому 100 км для обхода Крыма и получите расстояние по морю.
Таким образом, любая цель в районе Севастополя (Графская гавань - топливная база Черноморского флота, Карантинная бухта - место базирования ракетных кораблей, Балаклавская бухта - место стоянки подводных лодок и т.д.), Керченский мост, нефтяной терминал "Шесхарис" в порту Новороссийска и прибрежная нефтебаза "Роснефти" в Туапсе - являются вполне реальными целями для украинских морских дронов.
Кроме того, при расстоянии по морю от Одессы до Стамбула - 633 км любой российский танкер следующий из Черного моря в Средиземное может стать легкой добычей наших беспилотников.
Для сравнения - дальность полета ракеты морского базирования "Калибр" - от 220 до 300 км (в зависимости от модификации).
Вес боевой части - 300 кг.
Много это или мало? Для сравнения - вес боевой части тех же ракет "Калибр" - от 200 до 450 кг (в зависимости от модификации), а беспилотника Shahed 136 - 40 км.
Сможет ли морской беспилотник поразить современный морской танкер? Запросто - вес боевой части украинской ракеты "Нептун" отправившей на морское дно флагман Черноморского флота оккупантов ракетный крейсер "Москва" - 150 кг.
Скорость - 80 км/час или 43 узла (морские мили в час).
А мы куда-то спешим? Наиболее скоростные корабли Черноморского флота россии способны развить максимальную скорость:
- катера специального назначения проекта 21980 «Грачонок» - 23 узла,
- десантные катера проекта 11770 «Серна» - 30 узлов,
- скоростные транспортно-десантные катера проекта 02510 «БК-16» - 42 узла.
При этом максимальная скорость кораблей способных бороться с морскими дронами значительно ниже:
- фрегаты проекта 11356Р «Буревестник» - 30 узлов,
- малые противолодочные корабли проекта 1124 «Альбатрос» - 35 узлов.
Остальные корабли ЧФ россии не имеют оборудования, способного хоть как-то проследить за перемещением столь малых объектов. Да, и способность это сделать перечисленными кораблями находится под большим вопросом.
Как пели в 90-е годы две малолетние нимфоманки - "нас не догонишь!".
Как видите, технически мы можем поставить на место заигравшуюся в "крутого пирата" страну -террористку". Было бы желание операторов беспилотников, политическая воля руководства и содействие американских спутников в определении координат цели.