Есть идея!

Сергей Стеблиненко  |  Вторник, 21 июня 2022, 19:32
- Эврика, - позвал кого-то Архимед и плюхнулся в полную ванну шампанского...
Есть идея!

Продолжаю дискутировать с оппонентами на тему школы - от языка преподавания мы медленно перешли к изучению русской литературы в украинской школе, после чего быстро-быстро переметнулись к организации учебного процесса. В общем разбежались, унося собственное мнение незамаранным в пылу словесной перепалки.

И тут меня осенило - все это время мы спорили совсем не о том. Существует уникальная система обучения детишек, признанная одной из самых передовых в мире, которая расставит все на места без нашего непосредственного участия, т.е. срача.

Итак, основные принципы работы свободной финской школы!


Аксиомы, принимаемые без обсуждения.

1. Все дети равны.

2. Коммерцию в школу не пускают. Взятки, поборы - тоже.

3. Школьные учебники, принадлежности – бесплатные.

4. Школьные обеды – бесплатные.

5. Транспортные расходы учащихся оплачиваются муниципалитетом.

6. В стране нет школьных инспекторов. Учителям принято доверять. Бумажная волокита сведена к минимуму.

7. Дети с дефицитом природных возможностей занимаются вместе со сверстниками, в общем коллективе.

8. Учителя, согласно принятым нормам, не вправе исключить или направить подопечного в другую школу.

9 Финны не сортируют учеников на классы по способностям и карьерным предпочтениям.


Учебный процесс

1. Учебный год состоит из 190 рабочих дней. Обучение ведется только в дневную смену, а по субботам и воскресеньям школы не работают.

2. Все финские школы работают в одну смену. Рабочий день учителя длится с 8 до 15 часов.

3. Выпускные экзамены из школы необязательны. Контрольные и промежуточные экзамены – на усмотрение учителя.

4. Мебель беззвучна: ножки стульев, тумбочек, шкафов подбиты мягкими нашлепками из ткани, либо снабжены спортивными роликами для «езды по классу».

5. Форма одежды свободная.

6. Парты одноместные. В школьной столовой также принято есть каждому за отдельным столом.

7. Родители принимают активное участие в жизни школы. Каждую неделю по средам проводится родительский день. Родители заранее получают приглашения, в которых они должны отметить, в какую среду и в какое время они придут в школу. Вместе с приглашением родители получают анкету, в которой им предлагается ответить на вопросы: «Как ученик чувствует себя в школе?», «Какие темы приносят ему радость?», «Какие вызывают тревогу?», «Каковы отношения с одноклассниками?».


Учитель

1. Учитель выполняет обязанности сотрудника сферы обслуживания. Финские дети к школе равнодушны, у них нет понятия "любимый учитель".

2. Средняя зарплата школьного педагога в Финляндии составляет 2 500 евро в месяц (учитель полного дня). Мобильные педагоги – примерно в 2 раза меньше.

3. Среди 120 000 школьных преподавателей страны нет ни одного, который не обладал бы степенью мастера наук или ученым званием профессора по своему предмету.

4. В конце учебного года всех учителей увольняют, и летом они не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на работу и работают по контракту. На одно место претендуют несколько учителей (иногда до 12 человек на место), предпочтение отдается молодым. В пенсионном возрасте, который для женщин и мужчин начинается с 60 лет, уже никто не работает.

5. Кроме проведения уроков, два часа в день у учителей уходит на консультации учеников, встречи с родителями, подготовку к завтрашним занятиям, общие с детьми творческие проекты, педсоветы.

6. Свою квалификацию учитель повышает самостоятельно, занимаясь самообразованием.


Принципы обучения в школе

1. На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Важно не число заученных текстов, а умеешь ли ты пользоваться справочником или интернетом – то есть привлекать все нужные тебе ресурсы к решению текущих проблем.

2. "Больше полезных знаний!" . Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школах учат, скажем, тому, что если человек получает наследство от бабушки, мамы или тети, то ему придется платить разную степень налогов.

3. Считается незазорным оставаться на второй год, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно.

4. В каждой финской школе на специальной ставке есть такой педагог, который помогает ученикам определиться с будущим. Он выявляет наклонности ребенка, помогает подобрать дальнейшее учебное заведение по вкусу и возможностям, разбирает различные варианты будущего каждого ученика. Дети приходят к такому учителю, так же, как и к психологу, не в принудительном порядке, а сами - добровольно.

5. В финских школах на уроках можно не слушать учителя и заниматься своим делом. Например, если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим.

6. Главное, по мнению учителей, «мотивировать, а не заставлять учиться».

7. Один раз в месяц куратор рассылает родителям листок фиолетового цвета, в котором отражаются успехи ученика. Дневников у учеников нет.

8. Каждый четвертый школьник Финляндии нуждается в персональной поддержке педагогов. И они получают ее в среднем по два-три раза в неделю. Каждый ребенок – индивидуально.


Принципы воспитания в школе

1. Если «проект», то, значит, вместе. Планируют, воплощают и обсуждают результат.

2. Школьники, директор и учителя, включая медсестру, едят вместе с нами. И точно так же, как и любой рядовой ученик, и и директор убирают за собой со стола.

3. Всех хвалят и поощряют. "Плохих" учеников нет.

4. Полное доверие ребят к учителям, чувство защищенности от покушений на свободу личности – основа основ педагогики.


Конечно, на уровне фантастики. А теперь то, из-за чего мы ломаем копья.

1. Каждая диаспора имеет право взять в аренду помещение и организовать свой собственный садик или школу, где малышам преподают родной язык.

2. Финские школьники в среднем показали самый высокий уровень знаний по знанию языков во всем мире.

3. Предметов, в привычном нам понимании, в программе нет - есть сугубо прикладные темы, которые могут объединять несколько предметов одновременно. Например, "Двигатель внутреннего сгорания" требует знаний физики, химии и математики одновременно. Литература изучает не конкретные произведения по программе, а отображение в литературе жизни, которой живут человек и общество. Например, "Любовь", "Дружба", "Подлость" и т.д. Видел в сети любопытную учебную программу, в которой ученики старшего класса читали стихи о любви - каждый свое любимое стихотворение. Учитель лишь корректировал очередность и отвечал на вопросы. Любопытно, что ученики препочитали классические произведения Байрона, Петрарки и каких-то финских поэтов. Им никто ничего не навязывал - каждый делал выбор абсолютно самостоятельно.

Понятно, что это не панацея от всех бед и перевести на новые рельсы все нашу систему образования одним махом нельзя. Но и сидеть, сложа руки, тоже не хочется.

Где взять деньги на финансирование? Да, сократить районо-гороно и прочие конторы, включая тех самых разработчиков учебных программ и учебников.

Где набрать такое количество творчески мыслящих учителей? Да, они сами придут в школу после сокращения расплодившихся в диких количествах институтов, университетов и академий, причем, вместе со знаниями, званиями и научными степенями.

Возможно, меня назовут фантазером, оторвавшимся от реалий. Не спорю - есть немножко. Но, почему не помечтать о нормальной жизни для наших детей и внуков? Или мы еще несколько столетий будем твердить одно и тоже: "Никогда не жили хорошо, не стоит и начинать".

Ну, а теперь - ругайте...

comments powered by HyperComments