Место встречи изменить нельзя или смерть в клозете!

Сергей Стеблиненко  |  Вівторок, 21 червня 2022, 11:57
Под впечатлением срача в комментах, который поднялся после публикации поста о памятнике Екатерине Второй в Одессе, решил разобраться в деталях ее не совсем естественной смерти. Выяснилось, что существует три наиболее известные легенды о ее кончине, которые объединяет лишь место, в котором душа великой грешницы покинула ее изношенное страстями тело - клозет царской опочивальни.
Место встречи изменить нельзя или смерть в клозете!

Дело в том, что за год до смерти Екатерина II выступила одним из инициаторов Третьего раздела Польши, после которого страна перестала существовать как независимое государств. Польский позолоченный трон, древней династии польских королей Пястов, на котором восседал и бывший любовник императрицы - король Станислав Август Понятовский, по приказу императрицы переделали "стульчак" для ее уборной...

Подарок матушке-императрице преподнес сам Суворов. Историческая реликвия стояла в августейшей уборной в Зимнем дворце. Разумеется, польские патриоты перенести такого унижения собственной страны и древнего трона династии Пястов не могли.


Итак, миф №1. "Шут у трона короля".

Миф гласит, что некий польский карлик-шут сумел прокрасться в покои Екатерины, подкараулил ее в уборной, нанес ей удар кинжалом в "интересное место" и благополучно скрылся. Обнаружившие императрицу придворные не смогли ей помочь, и вскоре она скончалась от потери крови.


миф №1. "Шут в троне короля".

По другой легенде карлик не только пробрался в клозет, но и спрятался в полости под "троном". Когда императрица села на стульчак, он посмотрел наверх и от избытка чувств от увиденного потерял сознание. Крик шута был услышан и когда Екатерина обнаружила под собой безжизненное тело её хватил кондратий...


Миф №3. "Официальный".

Утром 16 ноября 1796 года 67-летняя императрица, как обычно, поднявшись с постели, выпила кофе и отправилась в туалетную комнату, где задержалась слишком долго. Дежурный камердинер Захар Зотов осмелился заглянуть туда и обнаружил Екатерину лежащей на полу. Глаза ее были закрыты, цвет лица багровый, из горла доносились хрипы. Императрицу перенесли в опочивальню. При падении Екатерина вывихнула ногу, тело ее настолько отяжелело, что у прислуги не хватило сил, чтобы поднять его на кровать. Поэтому на полу постелили матрац и уложили императрицу на него.

Все признаки указывали на то, что у Екатерины произошел апоплексический удар – под этим термином тогда понимались инсульт и кровоизлияние в мозг. Она не приходила в сознание, и придворные медики, оказывавшие ей помощь, не сомневались в том, что жить императрице оставалось считанные часы.


Какой из этих мифов больше всего соответствует реальным событиям?

Для начала я стал выяснять - был ли подобный "трон" у Екатерины. Пришлось потратить несколько часов в поисках описанного предмета мебели в опубликованных в сети материалах Эрмитажа и... обнаружил присутствующий во всех трех мифах золоченый стульчак работы итальянских мастеров начала XVIII века. Предположим, что он был заказан королем Станиславом (большим эстетом и проказником) в Италии и являлся копией того самого польского трона! Его то и "стырил" из Королевского замка в Варшаве, а затем подарил императрице генерал-фельдмаршал граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский, князь Италийский. Просто в ту пору стиральных машин еще не было - вот и приходилось мародерить, что не попадя, называя краденные вещи боевыми трофеями.

После обнаружения "трона" пришла очередь искать карлика. Сии "диковинки" при царском дворе впервые появились во времена Алексея Михайловича, папеньки первого российского императора, но стали популярными лишь после восшествия на престол Петра Алексеевича. Парочку несчастных ему подарил царствующий с ним за компанию брат Федор. Петр назвал своих новых шутов Комар и Сверчок.

Разгар моды на маленьких людей пришелся на царствование Анны Иоанновны, которая выдала свою карлицу Авдотью Буженинову за знатного придворного Михаила Голицын, разжалованного в шуты за женитьбу на итальянке и отступничество от веры.

Польских карликов-шутов при Екатерине не оказалось, но в имении ее последнего фаворита светлейшего князя (титул, который нимфоманка давала своим любовникам) Платона Зубова, действительно жил вывезенный из Польши карлик Иван Якубовский, которого хозяин мог брать с собой во дворец императрицы, навещая коронованную любовницу. Иван простым и далеким от литературного языком описывал нравы двора и похождения своего хозяина

Осмелюсь предположить, что Иван Якубовский действительно прокрался в примыкающий к опочивальне августейший клозет, но не с целью нанести самодержице какое-либо увечье, а лишь пытаясь подслушать, что творится в ее постели. Ну, а дальше все пошло по наихудшему сценарию - услышав шаги императрицы, карлик спрятался под "трон" и закрыл глаза, а когда открыл, то потерял сознание от увиденного. Хватил кондратий старушку от истошного вопля несчастного Ивана или дождался момента его обнаружения - осталось тайной. Как, впрочем, и дальнейшая судьба Ивана Якубовского, возведенного молвой в ранг польского народного мстителя.

comments powered by HyperComments