Размышления у парадного подъезда
Но, сначала старый анекдот на эту тему, в котором идеально описана тонкая грань, отделяющая общепринятое мнение от суровой правды жизни.
На конкурсе анекдотов выступало много участников. Жюри едва справлялось с оценкой рассказанных ими историй. Подошла очередь акынв, долгие годы бороздившего на своем верблюде пустыни не такой уж и Средней Азии. Сначала он сыграл на своём комузе нечто чрезвычайно грустное. Затем отложил инструмент в сторону и произнес сокровенное:
- Еду я как-то по пустыне. День еду, два еду, три еду...
Когда он досчитал до 365 и пришло время праздновать новый год, кто-то не выдержал и перебил рассказчика:
- Так, в чем же соль?
- А соли нет, - ответил акын. - Только песок и верблюжье дерьмо...
А ведь акын говорил истинную правду, хотя от него ждали нечто веселое, не имеющее к реальной жизни никакого отношения...
День первый. ПОКАЯНИЕ.
Весь русскоязычный (имперский) мир замер в ожидании - извинится Навальный перед стулом, на котором должен был сидеть в суде обидевшийся на него 94-летний старик или нет?
Напомню эту странную, высосанную явно не из пальца историю. Единственный реальный претендент на место Путина в Кремле ("Иных уж нет, а те далече, как Сади некогда сказал") 2 июня 2020 года в Telegram-канале и на странице в Twitter видеоролик, в котором Артеменко, дизайнер Артемий Лебедев, актер Иван Охлобыстин и олимпийская чемпионка Аделина Сотникова выражали свою гражданскую позицию в поддержку внесения поправок в Конституцию России. Навальный назвал участников ролика предателями.
С точки зрения Навального (он безусловно имеет полное право на свое оценочное мнение), эти люди предали принятую на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года и вступившую в силу 25 декабря 1993 года Конституцию России. Согласно этого документа, отменять положения главного закона государства, что-либо в нем менять или дополнять можно было исключительно новом всенародном голосовании со всеми вытекающими из этого компонентами - избирательными участками, наблюдателями, счетными комиссиями, урнами для голосования и прочими ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ компонентами, исключающими референдума "на пеньках", который впопыхах и был проведен.
Имел ли право Навальный или любой человек на его месте давать оценку выступавшим в студии гражданам? Безусловно имел, что подтверждает отсутствие каких либо обид на него со стороны известного дизайнера и популярного киноактера.
Так, в чем же соль?
А вот соли во всей этой истории как раз и нет. Обвинение считает, что Навальный оклеветал ветерана войны, обвинив его в предательстве Родины. Мол, старый вояка честно сражался и не собирался оказывать помощь врагу.
Ситуация напоминает стандартную встречу хлюпкого интеллигента "в маминой кофте" с с бандой хулиганов, промышлявших гоп-стопом:
- Эй, ты, очкастый, дай закурить!
- Я не курю...
- Ты как мою маму назвал?
Происходящее в Бабушкинском суде один в один повторяет то, что до этого происходило в темных подворотнях больших и малых городов того самого Советского Союза, который до сих пор мерещится многим маразматикам на бескрайних руинах давно канувшего в историю недоразумения.
Так должен извиняться один человек за то, что якобы "оклеветанный" им другой человек не понял, о чем вообще шла речь? Неужели 94-летний старик, дай ему Бог здоровья, целыми днями только и "гуляет" в соцсетях в поисках потенциального "клеветника"? Бесспорно, Навальный может извинится перед стариком за то, что никогда не делал и делать не собирался. Но, как извинится перед стулом, на котором вообще нет никакого "униженного и оскорбленного"? Предположим, извинения будут принесены, но где гарантия, что "банда гопников" не потребует стать на колени, поклясться мамой и, в конце концов, отдать кошелек? Ведь 94-летний дедушка в этой компании исполняет роль пустого кошелька, который должен поднять случайных прохожий, а потом получить обвинение в краже из него денег!
Все это прекрасно вписывается в политику государства, к власти которого пришли криминальные элементы - полное отрицание собственных преступлений, презрение к к международным законам, формальное выполнение законов собственных, общение с людьми с позиции силы, повальное воровство из казны и легализация украденного в местах, не связанных с местом преступления. Все это звенья одной и той же преступной цепи, в которой плечом к плечу работают "законники", выносящие приговоры, "форточники" вывозящие за рубеж откровенно нетрудовые доходы, "наперсточники", выступающие по телевизору и, конечно, "чистильщики", убирающие за всеми следы их преступлений. Ну, а все остальные - обыкновенные терпилы, которым уготована горькая участь терпеть неожиданно навалившееся на них "счастье".
Нужно ли ждать от этих людей покаяния?
День второй. ЧЕМ БЫ ДИТЯ НЕ ТЕШИЛОСЬ...
Люди, как дети - им обязательно нужна какая-то "игрушка", в которую с удовольствием играли все от мала до велика. Ее можно назвать двигателем прогресса, национальной идеей, в конце концов, непреодолимым желанием что-либо покупать, ради удовольствия от самого процесса покупки, чем обычно страдают жители стран третьего мира неожиданно получившие возможность быстрого обогащения.
Увы, доведенная до крайности идея начинает приобретать очертания крайне опасного психического - обсессии. Хворающие ею люди периодически, через неопределённые промежутки времени ощущают навязчивые непроизвольные мысли, идеи или представления. От таких мыслей трудно избавиться или управлять ими. Со временем вырабатывается навязчивое поведение, от которого трудно, а порой и невозможно избавиться. В народе подобное поведение описано пословицей - заставь дурака Богу молиться, так он и лоб расшибет.
Когда на чем-то зацикливается один человек, это не вызывает большой тревоги. Максимум, что может произойти - помещение страждущего на стационар соответствующего хвори учреждения, где квалифицированные специалисты окажут ему необходимую медицинскую помощь. Но, что делать с миллионами людей, которые "отловили" навязчивую идею одновременно?
Извините, что изъясняюсь намеками - просто не хочу обидеть людей, хронически страдающих от этого заболевания. Поэтому попытаюсь с максимальной толерантностью излагать свои мысли и дальше.
Иногда в голове начинает "прокручиваться" одна и та же мелодия. Как ее не гони, она снова и снова возвращается. Но задумаемся - что предшествовало появлению этой навязчивой музыки? Правильно - сторонний источник информационного шума, который в ваш мозг ее и "вложил". Примерно так на нас воздействует и пропаганда - она подает четкий сигнал в комфортной для вашего восприятия форме.
Например, вы погрязли в рутине и не видите никакого выхода из замкнутого круга. И тут вам говорят, что скоро ваша страна начнет осваивать Луну и другие планеты Солнечной системы. Вы прекрасно понимаете, что ни на какую Луну вы завтра не полетите, а поплететесь на работу, что бы делать тоже самое, что и последние десять лет. Но ваше настроение становится оптимистичней. Правда, подобный подъем длится недолго - уже завтра полет на Луну испаряется из вашего подсознания. В этот момент вам вновь обещают нечто неординарное и вы переключаетесь с Луны на новую "фишку". Проходит год, два, три... Вы уже не можете существовать без переключения внимания на новые источники оптимизма. Между тем ваша жизнь по-прежнему сера и уныла и нет никаких признаков изменения ее к лучшему.
А теперь задумаемся, почему это с вами происходит сейчас, но ничего подобного не наблюдалось еще 5-6 лет назад?
Ларчик открывается предельно просто - ранее ваш оптимизм поддерживался ростом вашего благосостояния в реальной жизни, а сейчас вас пичкают фантазиями о светлом будущем, которое не просматривается ни в один бинокль.
Человек по телевизору говорит об успехах в импортозамещении, рекордных урожаях и стабильности зарплат и пенсий, а цены на продукты питания в магазинах растут с угрожающей скоростью - картошка за год подорожала на 40%, а морковь - 34%. Это вам не какой-то банан, который невозможно вырастить в ваших природных условиях, а банальная картошка, что только и растет в зоне вашего неустойчивого земледелия. Радуют ли вас те самые стабильные зарплаты, которые за тот же промежуток времени выросли всего лишь на 2,3% (данные минтруда РФ)?
А теперь задумаемся - как же люди жили раньше - без интернета, телевизора и радио?
Многие думают, что национальная идея "За веру, царя и Отечество!" сопровождала все 300 лет существования династии Романовых. Это не соответствует реальной истории. Впервые девиз «За веру и царя» был введён на знак Государственного ополчения Императора Александра I — Ополченский крест в 1812 году. Позже к нему прибавилось Отечество и ставшая уже канонической фраза появилась на принятом в 1882 году Большом Государственном Гербе Российской Империи. В данном случае в качестве Отечества подразумевалось государство, возглавляемое императором - Отцом российской имперской нации.
Октябрьский переворот ликвидировал не только Российскую империю, но и уничтожил национальную идею, которая объединяла многочисленные народы, живущие на ее необъятной территории - царская семья была расстреляна, вера в Бога объявлена вне закона, а Отечество... Отечество было заменено не совсем подходящей для этих целей Родиной, что в переводе с большинства славянских языков означает - семья. Предложенные "Пролетарии всех стран соединяйтесь" не имело национальности, а построение коммунизма не предполагало организации строительства лишь в одной, вырванной из цивилизации стране.
После распада СССР у народов бывших союзных республик была единственная цель - наестся досыта всем, чего так не хватало 70 лет - продуктами, свободой слова, верой в Бога. Руководство бывших союзных республик понимало это по своему - не дать людям умереть с голоду. Правда, даже эта отличная от "наестся досыта" идея находилась на втором месте после "поделить общенародную собственность между избранными". Как бы то ни было, к началу "нулевых" народы успели наестся правды до изжоги, а чиновники разворовать все, что создавалось в течении 70 лет миллионами людей.
С приходом 21 века резко понялись цены на энергоносители и сидящие на самом верху стали бросать стоящим в самом низу гораздо больше, чем ранее. Непривыкшие к достатку люди быстро научились "спускать" упавшее им на голову "счастье" - приобретать квартиры, машины, съестные деликатесы. Не знавшие другой "заграницы", кроме Болгарии, пилигримы начали путешествовать по всему миру и пользоваться всеми благами недоступной доселе цивилизации.
Ни о какой национальной идее никто не помышлял - все спешили насладиться эпохой достатка и насыщения. Продолжалось это до 2008 года обе каденции Путина. Уйди он от власти тогда, его носило бы на руках не меньше людей, чем сегодня. Ударивший весь мир кризис, конечно, испугал россиян, но задумываться о собственном будущем они начали лишь в 2012 году, когда уже было поздно.
Второе пришествие Путина ознаменовалось событиями на Болотной площади и резким падением популярности власти, начавшей становиться тем, что мы видим на политическом олимпе сегодня. Казалось, дни первой пост-советской республики сочтены, но...
Но тут Путину удается казалось бы невозможное - он осуществляет грандиозную авантюру в Крыму, которая объединяет вокруг него 86% населения России. Это был реальный "успех", если этим словом можно назвать выведение страны из системы международного права. Произнося слово "успех" нужно иметь ввиду лично президента России, а никак не само государство, которое из-за этого оказалось под губительными санкциями, опустившими экономику с 4 места в мире на 11 и уронившими рубль в отношении доллара и евро более, чем в два раза.
То, что произошло дальше напоминает цугцванг - положение в шахматах, в котором каждый последующий ход ведёт к ухудшению его позиции сделавшего его игрока.
Донбасс, Сирия, попытка отравления Скрипалей, вмешательство в выборы президента США, сбитый над Донбассом Боинг и т.д. Все это сопровождалось новыми санкциями и необходимостью принятия крайне непопулярных решений - пересмотром пенсионного возраста, внесением изменений в конституцию и ужесточением преследования всех, кто не согласен принимать любое решение властей в качестве манны небесной.
Провозглашение патриотизма, как национальной идеи, вызвало больше удивления, чем воодушевления. Патриотизм (от греческого слова "патрио") подразумевает не любовь своей стране (семье, месту рождения), а преданность Отечеству (государству). Можно ли требовать от людей безответной любви, не предоставляя им взамен ничего хорошего?
В итоге пришлось вернуться к тактике переключения внимания населения с одного оптимистического лозунга на другой. Правда, это уже действует слабо - люди банально перестали верить пустым обещаниям. Они все громче и громче требуют чего-то более вразумительного чем пустые слова.
Можно ли добиться нового сплочения населения вокруг центральной власти, подобно тому, что было во времена "освоения" Крыма?
Можно, но только одним единственным образом - с помощью войны. На этот раз не агрессивной наступательной, а оборонительной, ведущейся на территории самой России силами серьезного, желательно более сильного нежели сама Россия противника. Таких потенциальных "врагов" существует лишь два - НАТО и США, что в общем-то означает одно и тоже. О реальном противнике (Китае) едва ли кто-то задумывается - эти ребята с удовольствием откусят значительную часть России по самый Урал и не будут заморачиваться над какими либо моральными ценностями.
Вступать в открытый военный конфликт с США или НАТО по меньшей степени глупо из-за гигантского дисбаланса экономик. А вот ввязаться в боевые действия с одним из участников северно-атлантического альянса чрезвычайно интересно. Правда, для этого нужно быть уверенным, что страны НАТО не "впишутся" за союзников всей своей боевой мощью. Это может произойти лишь в том случае, если территория России подвергнется нападению со стороны Эстонии (Латвии, Литвы) на севере или Болгарии (Румынии, Турции) на юге.
Но как заставить армию Eesti Kaitsev;gi захватить Петроград или хотя бы Ивангород? Как вынудит For;ele Armate Rom;neь покуситься на злополучный дворец под Геленджиком? Это должна быть настолько грандиозная провокация перед которой меркнет даже "нападение польской армии" на немецкую радиостанцию в 31 августа 1939 года. Конечно, разбросать по Невскому проспекту трупы российских заключенных, переодетых в эстонскую форму еще можно, но как спрятать "не забуду мать родную", выколотое на телах коварных "завоевателей"?
Ни одна агрессивная война на территории других стран более не сможет объединить россиян. Даже прямое противостояние с Украиной. Кстати, именно агрессивная политика в отношении Киева и стала основной причиной ускорения формирования украинской нации, которого к 2014 году не смогли добиться все украинские политики вместе взятые.
России срочно нужен... враг, который посягнет на ее суверенитет и заставит население поплотнее сплотить ряды вокруг власти. Ничто иное уже не способно объединить обворованных, растерянных и крайне уставших от вранья людей...
День третий. НИКЧЕМНОСТЬ
Ставшая афоризмом фраза "мы пахали" впервые появилась в басне "Муха" известного российского поэта Ивана Ивановича Дмитриева еще в 1805 году. Приведу ее целиком, ибо каждое слово, написанное автором, чрезвычайно важно для понимания глобальных изменений, которые коснулись психологии живущих в России людей.
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
Как видите, в начале 19 века люди желали каким-то образом "примазаться" к событиям, которые происходили в мире, но к которым они не имели никакого отношения. Если немного напрячь память, то нетрудно заметить, что именно в это время Европа содрогалась от победоносных походов Наполеона и зарождения буржуазного общества там, где до него господствовало дворянство. В России в то время ничего, кроме пустой болтовни не происходило и все "вольнодумство" ограничивалось ни к чему не приводящими разговорами.
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» - этот вопрос стал мучать российское общество гораздо позже в середине 19 века, когда Федор Михайлович Достоевский и вложил его в уста героя своего романа студента Родиона Раскольникова. Кстати, в романе имеется и более точных парафраз - «Вошь ли я, как все, или человек?».
Это было уже самоутверждение людей, способных совершить значительный поступок. Эта тенденция начала интенсивно развиваться и на политической карте доселе безмятежно дремлющей империи появились реальные революционные движения - "народовольцы", анархисты и прочие смутьяны, пытающиеся разбудить вечно сонную и, чего греха таить, часто пьяную и ленивую Россию.
Первый реально ощутимый выброс накопившейся энергии случился в 1905 году и привел к значительным изменениям в обществе. Россия реально начала перерождаться - появились зачатки конституционной монархии, столыпинская реформа способствовала возрождению крестьянства, промышленность начала выходит на самые передовые позиции в Европе.
Не влезь Николай №2 во всемирную войну, к 20 году Россия имела все шансы стать одной из наиболее преуспевающих стран мира. Вспомните, к чему приравнивались все годы существования советской власти экономические показатели СССР - к аналогичным данным царской России за 1913 год. Надо сказать, успехи России к 1913 году были колоссальны - она вышла на ведущие позиции на планете, обеспечивая 6% мирового ВВП (сейчас порядка 1,4-1,5%), уступая лишь США (24%), Германии (9%) и Британии (9%). Ей удалось догнать Францию (6%) и опередить Австро-Венгрию (4%), Италию (3,6%), Японию (2,8%) и Испанию (больше 1%).
Чем это закончилось знают все - пришел Полиграф Полиграфович Шариков и все, что было заработано предприимчивыми и трудолюбивыми поделил между ленивыми и криворукими.
"Земля крестьянам, заводы - рабочим, вода - матросам!" - под этим лозунгом прошли первые годы советской власти, в результате чего исчезло все самое необходимое и страна оказалась на пороге неминуемой гибели. Спас ее НЭП, который вновь разрешил свободное предпринимательство. Худо-бедно, но все же удалось накормить голодных, обуть босых и прикрыть срам голым. Как только большевики ощутили появление класса "богатеев", так сразу прикрыли "лавочку", повторно отобрав у предпринимателей все, что им удалось заработать за несколько лет экономической "оттепели". Страна вступала в эпоху военного коммунизма - фабрики и заводы начали работать на оборонку, а крестьян согнали в колхозы и отобрали паспорта, тем самым лишив их возможности покинуть полуголодные деревни.
Весь советский народ в едином порыве... начал целенаправленное движение да кладбище истории, которое завершилось попыткой перестройки экономики страны в середине 80-х годов прошлого века. Мог ли Горбачев удержать Советский Союз от распада? Этот вопрос не первый год задают себе все невольные очевидцы тех событий. Увы, нет. К убыточной плановой экономике, висящей камнем на шее государства, добавилась Афганская авантюра, конфронтация с западом и гонка вооружений, которые высасывали из и без того гибнущего государства последние соки. Загонять стадо в стойло силой, как попыталось сделать ГКЧП, не имело никакого смысла, ибо то самое стадо, лишенное возможности кормиться самостоятельно на вольных пастбищах, нужно было чем-то кормить, на что у государство уже не было ни желания, ни возможностей.
Ратующим за возрождение СССР хочется задать неожиданный вопрос - а что вы предприняли в 1991 году, чтобы защитить так горячо любимый Советский Союз? Это касается прежде всего тогдашних коммунистов, военных и партийно-хозяйственную элиту, моментально забывших все свои клятвы и присяги, согласно которым именно они клялись и присягались защищать государство.
- Где вы были с 10 до 11? - вопрошал когда-то великий Райкин.
- А где были вы с 1989 по 1991? - спрашиваем мы у расчесывающих незалеченный геморой "совков".
Ответа нет и быть не может - никто из нынешних поборников СССР не встал на защиту своей нынешней мечты.
Но вернемся в наши дни. Главным мэмом современной России стал удивительный вопрос, адресованный, прежде всего, к самим себе - "А что мы можем сделать?".
За ним так и сквозит... никчемность людей, от которых ничего в жизни не зависит. Не хочу никого обидеть, но это психология идущего на убой стада баранов, лишившее себя возможности избежать печального исхода. Что удивительно, стада этих послушных парнокопытных обычно возглавляет козёл, чтобы бараны не передрались между собой за место вожака. Несчастные животные полностью лишены какой либо самостоятельности в принятии решений. Они прекрасно знают, что их гонят на убой, но не способны ничего предпринять, чтобы спасти собственную жизнь.
Как тут не вспомнить вопрос, брошенный Раскольниковым в вечность - «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Ответ напрашивается сам собой...