В ожидании большого хипиша: так ли предсказуемы одесские выборы?

Сергей Стеблиненко  |  Середа, 16 вересня 2020, 22:47
Когда появился первый правдоподобный рейтинг кандидатов на пост одесского мэра, стало очевидно, что реальных конкурентов у Геннадия Труханова сегодня нет – перепрыгнуть через его 61% не может никто. Кроме того, остальные голоса сильно разбросаны между другими претендентами, которые не в состоянии договориться между собой для выдвижения одного единого кандидата. Но это сегодня, когда до волеизъявления остается еще 40 дней. Может ли ситуация измениться настолько, что избирательная компания станет по-настоящему конкурентной?
В ожидании большого хипиша: так ли предсказуемы одесские выборы?

Такое развитие событий вполне возможно в случае неожиданного выхода из выборов самого Труханова. Вероятность этого невелика, но полностью отвергать ее тоже не стоит.

Во-первых, никто не застрахован от вмешательства в избирательный процесс коронавируса, который уже вывел из игры действующего мэра Харькова Кернеса. Дай Б-г всем здоровья, но эта зараза коварна и непредсказуема.

Во-вторых, нет гарантии, что Труханова не снимут с предвыборной гонки через суд, что вполне реально в свете открытых против него уголовных дел.

Наконец, в-третьих, может сложиться неожиданная ситуация, если действующий мэр сам снимет свою кандидатуру. Это маловероятно, но исключать подобного развития событий тоже нельзя.

А теперь представим, что начнется в Одессе, в случае исчезновения из избирательных списков Труханова?

В этом случае резко повысятся шансы у самых узнаваемых кандидатов, до этого казавшихся малозаметными на фоне Труханова. Таких претендентов двое – Филимонов и Кивалов, которых одесситы видели по телевизору гораздо чаще, чем в реальной жизни. И тут мы столкнемся с удивительной вещью – растерянностью избирателя. Дело в том, что и у Филимонова, и у Кивалова своего электората в Одессе никогда не было – первый никогда в подобных игрищах не участвовал, второй – баллотировался лишь на всеукраинском уровне, обходя местные выборы стороной. Именно им придется бороться за трухановских избирателей. Но даже в этом случае традиционного боя двух пауков в одной банке не получится – оба паука будут находиться… снаружи той самой закрытой банки, которая называется "Одесса". В этот момент не исключено появление... "серой мышки", которая "под шумок" драчки двух котов, сумеет забраться на вожделенный стульчак. Такое уже было - достаточно вспомнить Костусева, не оставившего о себе никаких воспоминаний у горожан - ни хороших, ни плохих.

Так, чем же все-таки вызвана такая популярность Геннадия Труханова?

Как мне кажется, двумя вещами - деньгами, неожиданно затопившими город в связи с децентрализацией, возможностью получения кредитов и инвестиций, а также нарочитой аполитичностью самого Геннадия Леонидовича на фоне всеобщей политизации.

А теперь вспомним, какой вклад в историю Одессы Одессы внесли предшественники мэра Труханова. Эдуард Гурвиц и Руслан Боделан прославились боями без правил друг с другом, в которых один выступал в качестве реформатора, а другой оппонировал ему, как противник каких либо нововведений. Это были, если можно так сказать, политические мэры, занимавшиеся городским хозяйством в свободное от грызни друг с другом время, при минимальных средствах в бюджете, который постоянно расхищался их подчиненными. Конечно, в их работе встречались и положительные моменты, но народная память всегда фиксирует самое скандальное и спорное. Лично мне правление Эдуарда Иосифовича запомнилось скользкой плиткой для жарких широт на Дерибасовской, потекшими после первого дождя фасадами Пушкинской, выкрашенной краской для внутренних работ и возвращенным еврейской общине принадлежащим ей до революции здания военкомата Жовтневого района. У Боделана заслуг еще меньше - угробленные дороги, высотка на Морвокзале, "стекляшки" ТЦ "Европа" посреди той же Дерибасовской и "Афины" на Греческой, вновь отстроенный за деньги самих горожан православный храм на Соборной площади. По поводу Костусева даже не хочется напрягать извилины - кроме знания наизусть имен животных одесского зоопарка, включая скунсов и макак-резусов, сей градоначальник вообще ничем не отметился.

Можно долго спорить о вкладе в историю города Труханова, но Геннадий Леонидович перещеголял в этом Эдуарда Иосифовича и Руслана Борисовича вместе взятых.

Главным его достижением можно смело назвать перестройку Аркадии, которую он вывернул наизнанку и забыл вернуть в первоначальный вид. Как бы то ни было, Аркадия изменилась - там стало гораздо чище, просторнее, хотя и менее уютно из-за отсутствия деревьев.

На втором месте - Потемкинская лестница, в которую угрохали немереное количество денег и сумели довести ее до полной неузнаваемости. Кстати, лестницу в том виде, в котором мы видим ее сегодня можно смело назвать Трухановской, ибо ни к графу Потемкину, который по ней не разу не хаживал, ни к Эйзенштейну, что напротив исходил ее от верхней ступеньки до нижней, она не имеет никакого отношения.

На последнем месте этого пьедестала почета стоит Воронцовская колоннада, от которой реставраторы сумели оставить только название.

А теперь серьезно...

Плохо ли, хорошо ли, но при Труханове делалось гораздо больше, чем при всех его предшественниках. Какие достижения одесских градоначальников до сих пор помнят одесситы?

Хосе́ де Ри́бас, Жузе́п де Ри́бас подарил свое имя главной улице города, за что неблагодарные потомки поставили ему крошечный памятник на самом кончике улицы имени его.

О великом герцоге Ришелье говорит запущенный Дюковский сад и одноименный лицей, открытый его преемником графом Ланжероном.

Порто-Франко графа Ланжерона (хотя основную часть работы проделал до него все тот же герцог Ришелье) и дача Alexandre-Louis Andrault de Langeron, ставшая со временем популярным городским пляжем - вот и все, что сохранила Одесса о великом руководителе.

Далее народная память стала проявлять явный склероз, после которого восстановилась на уровне 1968 года, когда Михаил Сафронович Синица построил мост, по которому ходил на обед к любимой теще.

И вот появился первый кандидат на попадание в историю. Правда пока непонятно, в какой ипостаси - как строитель и собиратель Одессы или ее расхититель, если верить открытым против него уголовным делам.

comments powered by HyperComments