Печальная история всадника... без головы или как надругались над захоронением Высоцкого
24 июля 2020 года пришедшие на могилу Высоцкого на Ваганьковском кладбище почитатели творчества поэта были шокированы - вместо давно уже ставшего символом эпохи памятника стояло нечто непонятное.
Как бы тактичнее объяснить...
Памятник, вроде как, был прежним, вот только предполагаемая голова была... чужой.
Нет, конечно, отдаленное сходство было сохранено, но вошедшего в историю Владимира Владимировича... уже не было.
Вот как объяснил произошедшее сын Никита.
По его словам, изменения помогли скульптору воплотить изначальную задумку. В таком виде памятник нельзя было оставить в 1985 году «по техническим и идеологическим причинам». «Сейчас, много лет спустя, скульптор вернулся к этой идее. Мы советовались, я был у него в мастерской, он говорил, как и что можно сделать», — поделился Никита Высоцкий в беседе с ТАСС.
Эта странная заметка полностью объяснила произошедшие с памятью Высоцкого метаморфозы - его тупо сняли с пьедестала всенародной любви и сделали... таким же, как все.
Я вовсе не сгущаю краски.
Во-первых, в этом интервью Никита проходит, как сын... барда, а не поэта. Т.е. Владимира Владимировича перевели в табели о рангах на более низкую ступень.
Во-вторых, попытались изменить визуальный образ целой эпохи, который еще 40 лет назад сложился у миллионов людей.
В-третьих, нельзя "совершенствовать" уже созданные произведения искусства - они уже живут отдельно от автора своей собственной жизнью.
Дело в том, что время сильно меняет отношение автора к созданному им произведению. Конечно, можно внести изменения в роман, но никак нельзя "исправить" что либо в статье, вышедшей 40 лет тому назад к конкретному событию.
Разве имел возможность Леонардо да Винчи перерисовать улыбку "Джоконды"? Кстати, полное название картины - Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — «Портрет госпожи Лизы Джокондо», поэтому можно смело использовать оба названия - и "Джоконда" и "Мона Лиза"...
Эйфелева башня, впоследствии ставшая символом Парижа, была построена в 1889 году и первоначально задумывалась как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. Когда же ее решили не разбирать, а оставить в том же виде, поднялся невероятный скандал в среде парижской творческой элиты. 300 писателей и художников (среди них Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и композитор Шарль Гуно) направили протест в адрес муниципалитета, характеризуя конструкцию как «бесполезную и чудовищную», как «смехотворную башню, доминирующую над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», добавляя:
На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающуюся над городом, как чернильная клякса.
Ги де Мопассан регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни (ныне ресторан «Жюль Верн»). На вопрос, зачем он это делает, если башня ему не по душе, писатель отвечал: "Это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно".
Можете ли вы сегодня представить Париж без Эйфелевой башни? А ведь прошло менее 150 лет.
Спрашивается, зачем отняли голову признанного народом поэта?
Объяснение может быть одно единственное - банальная недальновидность как автора памятника, так и близких родственников поэта. При этом настораживает желание СМИ понизить статус Высоцкого, переведя его из поэтов в барды.
Кстати, история создания этого памятника чрезвычайно любопытна. Вот, как описывает ее вездесущая Википедия.
Вдова поэта Марина Влади придерживалась мнения, что на могиле Высоцкого должен находиться природный камень: «Пусть он будет некрасивый, но он должен передавать образ Володи. Природа, создавшая ни на кого не похожего Высоцкого, выразит то, что не сможет сделать ни один художник…». Влади обратилась к Вадиму Туманову, и по его просьбе геологи нашли в Казахстане камень весом шесть тонн — серебристую на сколе разновидность троктолита. Камень привезли в Москву и доставили на дачу Туманова. Совершенно иного мнения придерживались Нина Максимовна и Семён Владимирович Высоцкие: родители поэта хотели, чтобы их сын на памятнике выглядел «как живой».
В 1982 году стартовал конкурс на лучший проект надгробия. Конкурс проводился в закрытом формате — артисты «Таганки» частным образом обзванивали художников и скульпторов. 25 января 1983 года в театре открылась выставка, на которой оказалось представлено около шестидесяти разнообразных проектов. Марина Влади предпочла вариант Давида Боровского — надгробие в виде настоящего метеорита, вправленного в камень. По замыслу скульптора, метеорит должен был «с брызгами» врезаться в камень, на композиции предполагалось выбить лишь одно слово — «ВЫСОЦКИЙ». Юрий Любимов тоже очень увлёкся этой идеей — он ездил в Академию наук и договаривался с учёными о предоставлении метеорита. Родителям Высоцкого понравился памятник скульптора Александра Рукавишникова и архитектора Игоря Вознесенского. Вадим Туманов, оценивавший эту работу словами: «Похож! Похож!», укрепил их в этом мнении. Основная тема памятника была близка песне «Кони привередливые». Скульптор описывал свой взгляд так: «Но мы видим в нём, в первую очередь, земного человека, нашего современника, который ходил по знакомым улицам Москвы».
Инициаторам проекта пришлось потратить два года на согласования и утверждения — чиновники Управления культуры требовали внести изменения, отказаться от части скульптуры, уменьшить её высоту. Семён Владимирович Высоцкий, пользуясь своими связями, всё же добился разрешения на установку памятника в задуманном виде. Скульптуру изготовили на Мытищинском заводе художественного литья имени Е. Ф. Белашовой. Работу оплатили родственники поэта, Рукавишников отказался от гонорара. 12 октября 1985 года состоялось открытие надгробного памятника Высоцкому на Ваганьковском кладбище.
Как видите, заказчиком, если это слово здесь уместно, были родители Высоцкого и его супруга, а никак не Никита, которому в ту пору было 16 лет и никакого участия в выборе памятника он не принимал. Тем более, что Владимир Семенович развелся с его матерью в 1970 году, когда маленькому Никите было всего 4 года (вместе они не жили еще раньше).
Понятно, что юридически Никита Высоцкий вправе принимать любые решения по этому памятнику. Но имеет ли он на это право моральное? Тем более, что еще жив его старший брат Аркадий (между прочим, тоже актер и сценарист).
Сгину я, меня пушинкой
Ураган сметёт с ладони,
И в санях меня галопом
Повлекут по снегу утром.
Вы на шаг неторопливый
Перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите
Путь к последнему приюту...
P.S. Когда Пракситель более 2000 лет тому назад создавал скульптуру Венеры Милосской, то руки у нее тогда еще были - они придерживали упавшие одежды, отчего та и получила название Venus pudica или Венера стыдливая. Правда, никому и в голову не приходит вернуть ей руки на прежнее место, в соответствии с первоначальным замыслом автора. Впрочем, кто знает, как бы отнеслись к этому наследники прообраза прекрасной Венеры...