О Гоголе: чей он писатель

Сергей Стеблиненко  |  Пятница, 3 июля 2020, 16:05
Мы все учились понемногу. Чему-нибудь и как-нибудь...
О Гоголе: чей он писатель

Самый парадоксальный и таинственный писатель в российской литературе - Николай Васильевич Гоголь (именно имперской российской, а не русской), Манкуртом (человеком, утратившим историческую память, духовные ценности и ориентиры, порвавшим связь со своим народом)  его назвать сложно, хотя и украинцем в полной мере - невозможно.  Всем сердцем любя Украину, он много писал о ней. Только от каждого произведения веяло... Малороссией - провинцией огромной, неуклюжей, тонущей в собственной необъятности империи. При этом гоголевская Малороссия - занимает самое светлое и чистое место во всем его творчестве. Петербург, которому он посвятил немало произведений ("Шинель", "Нос" и т.д.) - некое темное, сумрачное месиво, давящее и убивающее все живое. А вот остальная Россия (без столичного блеска, дворов-колодцев и снующих по ним чиновников) просматривается лишь в одном произведении - "Мертвых душах", о которых и хочу написать несколько слов, которые едва ли впишутся в привычные комментарии к этому великому произведению.

 

Задумывался роман как трилогия - Ад, Чистилище и Рай. Писатель успел до конца написать "Ад" и сжечь "Чистилище". Писать что-либо о "Рае" он даже не садился - может, разуверился в том, что на этом месте его можно построить?   

«Мертвые души» Гоголь писал 17 лет из тех 23, которые он посвятил литературе. Произведение это более чем странное - в нем нет НИ ОДНОГО положительного героя. Даже аферист Чичиков начисто лишен легкости и привлекательности Остапа Бендера, который придет ему на смену через каких-то 100 лет. Помещики в романе вызывают отвращение, чиновники - брезгливость, а случайно затесавшиеся крестьяне - откровенное презрение. Возможно, поэтому сатира Гоголя, которой "Мертвые души" переполнены "выше крыши", вызывает не смех, а ужас.

"Мертвые души" никогда не преследовались цензурой - первоначальный запрет на публикацию романа был наложен из-за предыдущих произведений Гоголя. Николай №1 лично прочитал рукопись и не задумываясь разрешил ее к печати.

"... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

"Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...".

Этот текст заучивало не одно поколение школьников. Но ни один учитель не обратил внимания детворы на то, что говоря о России, автор ничего не пишет о ее народе.

"Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа" - в одну фразу поместилось все, что нужно знать об этой стране. Россия - странное одеяло, сшитое из разных народов. Каждый кусочек живой ткани имеет свои характерные особенности, присущие только ему одному. Пока им укрывается сшивший его человек (император), оно послушно и податливо, но стоит этому человеку исчезнуть, как одеяло разлезется по швам, чтобы больше никогда те самые "кусочки" единого целого не цеплялись друг за друга.  

"... постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...". - а ведь это и есть та самая имперская агрессия, с которой сегодня борется весь мир. Просто Гоголь описал ее более живым и калорийным языком.

Так в чем же противоречие между "Мертвыми душами", о которых мы читали в школе и теми, что имеем счастье (несчастье, кому как) лицезреть сегодня?

В трактовке...

Могу, конечно, ошибаться (возможно, выдаю желаемое за действительное), но "Мертвые души" - самый прямой приговор ИМПЕРИИ, в которой жил, вернее, которой жил имперский писатель с украинской душой - Николай Васильевич Гоголь...

comments powered by HyperComments