Самый первый железнодорожный вокзал Одессы сохранился до нашего времени (ФОТО, ВИДЕО)

Сергей Эльмира  |  Воскресенье , 2 декабря 2018, 15:13
Рассказываю и показываю то, что осталось от самого первого железнодорожного вокзала Одессы, расположенного на станции Товарная.
Самый первый железнодорожный вокзал Одессы сохранился до нашего времени (ФОТО, ВИДЕО)

Начать бы хотелось со строк ныне покойного одесского краеведа Владимира Адамовича Чарнецкого (1914-2000), которые были опубликованны им в одной из местных газет в конце 90-х, незадолго до своей смерти в 2000 году: "Сравнительно недавно в местной печати ("Вестник региона" от 09.11.96 и 22.02.97) появилось сообщение, на которое в суете нашей повседневной жизни многие, возможно, не обратили особого внимания, но важность и удивительность которого трудно переоценить. Оно может расцениваться как сенсация не только в краеведении. Краевед Т. Е. Донцова и фотолюбитель А. А. Макацеба обнаружили... первый железнодорожный вокзал в Одессе!" Да, именно тогда этим людям удалось обнаружить старое, чудом сохранившееся строение и установить его сходство с гравюрой 1860-х годов. И именно тогда Владимир Чарнецкий призывал власть привести это здание в порядок и взять его под охрану: "Наш долг не опоздать!".


Старинная гравюра изображает отправление одного из первых поездов из Одессы. Видно, что первый вокзал представлял собой комплекс из двух зданий по двум сторонам от путей, которые соединялись между собой навесом.

Далее выдержка из статьи Александра Вельможко "Забытые одесские вокзалы": 

"Исторически так сложилось, что главной станцией Одессы в первое время стала станция Одесса-Товарная. Пассажирские поезда прибывали именно сюда. А в центр города работал "трансфер" — специальный поезд до небольшого павильона на Куликовом поле. Аналогичный пассажирский павильон работал в порту, около Бульварной лестницы – именно оттуда 3 ноября 1865 года отправился первый поезд из Одессы до Паркан (село и пристань на Днестре рядом с Тирасполем).


Пассажирский павильон на Куликовом поле, действовавший до начала 1880-х гг., из проекта "Старая Одесса" - www.old.odessa.ua

Здание самого первого вокзала на Товарной "работало" по своему назначению всего до 1870 года – быстро выяснилось, что оно маленькое, тесное и не годится для большого и амбициозного города. Вместо него построили новое здание в псевдорусском стиле, так называемый "Большой" вокзал. Но и он прослужил недолго – уже в 1884 году по проекту архитектора Шретера построили новый вокзал на Куликовом поле – практически в самом центре города. Новый вокзал быстро стал станцией "Одесса-Главная" не только в переносном, но и в самом прямом смысле."

Так выглядит станция Одесса-Товарная сейчас с высоты птичьего полета. Слева - нынешние станционные постройки, среди которых "второй", "Большой" вокзал. В центре между путями - склады, которые и были тем самым первым вокзалом.

А старый "Большой" вокзал еще долго служил местом отправления и прибытия местных поездов - до Раздельной, до Тирасполя, до Овидиополя, до Вознесенска и тому подобных. А на "Одессу-Главную" шли аж до Второй мировой войны только "статусные" поезда дальнего следования.

В моём новом ролике вы увидите, как я и краевед Андрей Крантов побывали в заброшенном здании первого железнодорожного вокзала, который очень пострадал в январе этого года из-за сильного пожара. Потом мы ещё побывали в разрушенных строениях завода Краян, бывших паровозоремонтных мастерских барона Карла Карловича Унгерн-Штернберга. Было очень интересно! Приятного просмотра!   

Здание же самого первого вокзала перестроили в пакгаузы (склады), которые сохранились до сих пор. Их архитектура совпадает с некоторыми станционными зданиями в окрестностях Одессы, ведущими свою историю из того же 1865 года. C тех же времен сохранились руины завода по строительству и ремонту паровозов барона Унгерн-Штернберга, затем долгие годы бывшего заводским цехом "Краяна", а сейчас стоящее в руинах.