Разрушая легенды: Марс атакует!
Спектакль был столь реалистичным, что многие слушатели поверили в достоверность событий и в панике стали покидать дома, пытаясь спрятаться от марсиан. Так роман Уэллса обрел миллионы новых поклонников.
Сотни и тысячи американцев отчаянно пытались выбраться из крупных городов. Паника охватила Нью-Йорк и Филадельфию. Те, кто не мог бежать из города - баррикадировались в подвалах и на чердаках. Люди массово вооружались и отчаянно призывали полицию и армию спасти их от марсиан.
Да? А вот нет!
Действительно, два гениальных Уэллса – Орсон и Герберт – не родственники и не однофамильцы, придумали радиоспектакль, который и вышел в воскресенье вечером. Насчёт всего остального - не было никакой массовой истерии, и массовой паники тоже не было, как не было и миллионов обманутых слушателей. А вот что же произошло на самом деле – мы и попробуем разобраться.
Чтоб вы понимали – наступила эра радио, как первого из СМИ, а газеты стали терять позиции и медленно уходить в тень. Помните фильм “Москва слезам не верит”? “Не будет ничего: ни газет, ни радио, ни театров - только телевидение”.
Вот всё шло к этому, только тогда это было не телевидение, а радиовещание. Естественно, это крайне не нравилось газетчикам. И Империя готова была нанести ответный удар...
И как только появилась такая возможность, газеты не преминули ухватиться за неё. Месть обычно подаётся холодной, но это был не тот случай.
О, эта сладкая месть! Всё началось с почтенной The New York Times, затем статьи хлынули, как из рога изобилия, одна другой сенсационней, 12,5 тысяч публикаций и везде – истерия населения, всеобщая паника, эвакуация городов, погромы и побои, пробки длиною в километры, отряды ополчения, человеческие жертвы и самоубийства.
На самом деле спектакль всё-же имел некоторый резонанс: в том самом Гроверс Милл (мифическом месте высадки марсиан) испуганные жители приняли насосную станцию за треногу пришельцев и открыли по ней стрельбу из всего доступного им оружия, но быстро осознали свою ошибку и прекратили истерику. Основная же паника пришлась на города штатов Пенсильвания и Нью-Йорк, ведь люди не могли проверить, что же на самом деле происходит в вышеупомянутом городишке. Да, обрывались телефонные линии. Да, люди прятались или уезжали. Один мужчина даже разбил машину о собственный гараж и заявив жене, что она им больше без надобности. Но, согласитесь, “масштаб трагедии” был несопоставим с той шумихой, которую раздули газеты.
Стоит заметить, что почти все происшествия, которыми богат любой день, в газетах старались приписать именно как следствие радиоспектакля. Автокатастрофы, инфаркты, самоубийства – всё в кучу. Как итог - стойкая легенда о массовой панике.
Что характерно – постановка вышла в канун Хэллоуина. И спектакль Орсон закончил так:
“...До свидания, и прошу вас: следующие несколько дней не забывайте усвоенный урок. Ухмыляющийся, сияющий, шарообразный захватчик вашей гостиной является обитателем тыквенной грядки. А если сработает дверной звонок, и за дверью никого не окажется, - это не марсиане, а Хэллоуин".
И вот как после таких слов можно было продолжать верить в нашествие пришельцев? Но, тем не менее, благодаря именно газетному ажиотажу и раздуванию из мухи слона, эта легенда сохранилась так надолго.
Но история имела оригинальные последствия, напоминающие историю о пастушке и волках.
Когда 7 декабря 1941 года японцы атаковали Перл-Харбор - сообщения по радио об этом событии также сочли розыгрышем и никто эту катастрофу не воспринял всерьёз...