Ракеты или Королевский флот: как снять блокаду с Одессы (ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Середа, 25 травня 2022, 18:49
Уже несколько дней обсуждается тема участия Великобритании и ряда стран НАТО в снятии морской блокады с Одессы и других портов Украины. Для этого есть несколько вариантов.
Ракеты или Королевский флот: как снять блокаду с Одессы (ВИДЕО)

Анализ возможностей снятия блокады с портов "Большой Одессы" путем поставок противокорабельных ракет, дипломатического или прямого военного участия Великобритании и некоторых других стран - в нашем видеосюжете. Там же можно увидеть уникальные кадры работы береговых пусковых установок для крылатых ракет "Гарпун" флота Дании, которые будут переданы Украине.

Украинские порты попали в морскую блокаду еще за несколько дней до начала военных действий, когда русские под предлогом военно-морских учений закрыли для судоходства всю северо-западную часть Черного моря. Украина тогда смогла найти обходной маршрут вдоль своих территориальных вод.

Но уже начиная с первых дней войны россия начала открыто атаковать нейтральные торговые суда, которые находились на рейдах украинских портов около Одессы или направлялись туда. Русские взялись обстреливать ракетами и артиллерией целый ряд судов, одно из которых даже потопили. С учетом фактического отсутствия в составе ВМС Украины боеспособных боевых кораблей и крайне ограниченного числа противокорабельных ракет, торговое судоходство в сторону украинских морских портов оказалось закрыто, а побережье Украины - полностью заблокировано с моря.

В результате этого был прекращен морской экспорт зерна, где Украина является одним из главных игроков-экспортеров на мировом рынке, а также металлов и других статей украинского экспорта. Это бьет не только по украинскому бюджету, но и грозит ростом цен на основные продовольственные зерновые культуры и даже голодом во многих странах. Поэтому вопрос снятия российской морской блокады является глобально важным.

Еще с середины апреля о тех или иных способах снятия блокады заявляет руководство Великобритании. В частности, сразу после заявлений британского премьер-министра о возможности передачи Украине противокорабельных ракет, был уничтожен как раз противокорабельными ракетами флагман русского флота на Черном море - ракетный крейсера "Москва". По нему нанесли удар украинскими ракетами "Нептун", но при этом как раз обсуждался вопрос поставки в Украину либо ракет "Гарпун" производства США или "NSM" производства Норвегии. Совпадение? Не думаю. Тем более, что крупные русские корабли стали держаться не менее чем в 200 км от побережья Одесской области - то есть на пределе дальности украинских ракет "Нептун" или за пределами дальности ракет "NSM".

Однако, как выяснилось уже на второй встрече на немецкой авиабазе Раммштайн "волонтеров армии Украины, занимающих высокие государственные посты в странах Америки и Европы", вопрос о практической передаче Украине противокорабельных ракет остается открытым. И на данный момент есть договоренность о поставках Украине ракет "Гарпун" и береговых пусковых установок для них из Дании. Дело в том, что Дания - это единственная европейская страна или страна из блока НАТО, имеющая на вооружении береговые установки для ракет "Гарпун". 

Но их немного. В 1990-е и в начале 2000-х в Дании переделали в береговые мобильные установки на автомобильном шасси пусковые установки ракет "Гарпун", снятые со списанных ракетных фрегатов. Всего это четыре четырехконтейнерных пусковых установки с совокупным общим залпом в 16 ракет. Пока что в Дании для них используются ракеты "Гарпун" более старых модификаций с дальностью 120-130 километров, но Украине будут поставлены для них более новые версии "Гарпунов" с дальнобойностью до 280 километров. 

Таким образом, получение Украиной ракет "Гарпун" и их использование вместе с имеющимися "Нептунами", даст возможность ракетными ударами уничтожить большинство надводных кораблей русского флота и таким образом снять блокаду фактически.

Другой путь возможного снятия блокады был озвучен британским правительством и затем подтвержден в ходе беседы министров иностранных дел Великобритании и Литвы. Речь идет о прямом обеспечении безопасности судоходства в Черном море, в частности на маршруте "Босфор - Одесса", что можно сделать в ходе военно-морской операции.

Участие в такой операции нескольких кораблей от разных стран НАТО позволит частично обойти ограничения на проход проливами Босфор и Дарданеллы по конвенции Монтре. 

Практически это может быть либо система конвоев, то есть непосредственное эскортирование военными кораблями нейтральных торговых судов, идущих в сторону Одессы. Также это может быть обеспечение безопасного судоходного коридора в сторону Одессы примерно вдоль берегов Турции, Болгарии и Румынии за счет постоянного патрулирования военных кораблей вдоль определенной "красной линии", переходить которую русским не дадут. Тем более, что флот одной только Турции уже сейчас значительно превосходит русский черноморский флот в силах.

Так или иначе, но прямое участие Великобритании или любой другой страны в силовой операции по обеспечению безопасности судоходства в Черном море чревато эскалацией нынешней войны до всеевропейской или даже глобальной, что не нужно ни Украине, ни ее союзникам. И правительство Великобритании это прекрасно понимает.

Поэтому вариант, при котором Украина наносит русскому флоту ракетными ударами такие потери, при которых он оказывается не в силах блокировать судоходство, фактически остается наиболее реальным.

При этом россия мало что может противопоставить этому на море. В составе ее черноморского флота есть всего пять кораблей с ударным противокорабельным вооружением - это два фрегата проекта 11356 ("Адмирал Макаров" и "Адмирал Эссен") и три корвета типа "Буян-М" ("Грайворон", "Ингушетия", "Вышний Волочек"), на каждом из которых есть по 8 крылатых ракет "Калибр". При этом возможности ПВО у фрегатов ограничены, а корветы фактически не имеют систем ПВД даже среднего радиуса действия и вообще не могут действовать в море в штормовую погоду. Еще три однотипных корвета из состава Каспийской флотилии ("Углич", "Свияжск", "Великий Устюг") теоретически могут перейти в Черное море, но практически они небоеспособны из-за неисправностей. А отремонтировать их невозможно из-за наложенных на россию санкций.

comments powered by HyperComments