Не Нотр-Дамом единым: дома Одессы, вызывающие боль в сердце
Вечером 15 апреля сгорел Собор Парижской Богоматери. Мастерство пожарных и, без сомнения, чудо позволили сохранить основные конструкции храма и самые ценные святыни христианского мира Франции от гибели. Сразу вся страна и почти весь цивилизованный мир начали собирать деньги на восстановление Собора. Через четыре отобранных министерством культуры Франции фонда и благодаря крупным и очень крупным бизнесменам сегодня, 17 апреля, всего за два дня собрали уже миллиард евро - о чем пишет газета Le Parisien. Миллиард за два дня, Карл!
А что же у нас в Одессе?
А вот вам шесть памятников архитектуры, за которые лично у меня сердце болит каждый день. И этот список далеко не полный.
Дом Руссова. Сгорел почти десять лет назад. Почти десять лет городская власть и собственник помещений не могли договориться между собой - кто и за чей счет будет реставрировать, а точнее - отстраивать памятник архитектуры. Лед тронулся только в прошлом году, когда после длительных юридических тяжб из городского бюджета выделили более 100 миллионов гривен (это всего лишь чуть менее 4 миллионов евро) на реставрацию и начали работы.
Дом Либмана. "Сосед" дома Руссова. Внешне пока "жив", но внутри - мрак, развалины и запустение, среди которых еще живут несколько семей. Остро нуждается в реставрации, проект есть, работы обещают начать в следующем году.
"Масонский" дом Русского технического общества. Долгие годы стоял бесхозный, а облсовет пытался его продать инвестору в обмен на реставрацию. Пока не рухнул. Сейчас инвестор есть и, может быть, он его отстроит, а может быть - и нет. Метод воссоздания будет таков: снести то, что осталось - и построить что-то новое.
Дом, в котором жил Гоголь. В последние годы - фактически бесхозный, в нем рухнула крыша и через некоторое время неминуемо обрушится и все остальное.
Синагога "Нахлас Элиэзер" на Пересыпи. Построена в 1890-х, в 1920 году закрыта, с 1953-54 гг. использовалась как помещение для выпекания мацы. В 1992 году большая часть здания рухнула. Однако, у остатков есть хозяин в лице одной из иудейских общин - и есть надежда, что будут собраны средства на воссоздание.
Полуциркульный корпус инфекционной больницы, одно из самых старых зданий Одессы, 1805-1807 гг. постройки. Часть здания используется, часть - рухнула. Однако, есть проект реставрации и процесс реконструкции всей больницы понемногу идет - за бюджетные средства.
Так вот, я чего-то не вижу очереди из Киванов, Бумбурасов, Галантерников, Грановских, Кисловских, Музалевых, Климовых, Радковских, Коробчинских, Дябло, Фруманов, Дубрицкасов, Тарпанов, Круков и прочих одесских магнатов, желающих вложить свои кровные в восстановление того или иного памятника архитектуры Одессы - просто так, из любви, из уважения к этому городу или хотя бы из желания оставить свое собственное имя в анналах истории. Но нет, они предпочитают не оставаться в истории, а вляпываться в нее - потому что куда легче впендюрить на любой свободный пятачок в центре, в парке, на пляже, у моря очередную многоэтажную "хрущобу". Да, некоторые из них восстанавливают из небытия городские парки - но "в обмен" на право построить еще 100500 высоток по всему городу.
Хотя кто за пределами Одессы знает за дом Руссова, или за дом Либмана или всего лишь за корпус больницы? Да никто. Это вам не каменный главный герой Виктора Гюго, с которым так или иначе связаны эмоции у каждого грамотного человека. И даже самый знаменитый памятник архитектуры Одессы - Оперный театр, в современной жизни нашего города оказался достоин лишь того, чтобы "воткнуть" около него современный жилой комплекс на пару этажей выше театра.
Маразли на вас нет! Что должно произойти с Одессой, чтобы "одесские" бизнесмены сами решили бы поделиться своими барышами с городом?