Как остановить мажоров-убийц: закон, распил бюджета или "суд Линча"
Потери человеческих жизней в дорожных авариях превышают число военных потерь на фронте на Донбассе - там, где идет позиционная война в духе Первой мировой. Потери человеческих жизней в дорожных авариях в Украине в целом и в Одессе в частности в разы превышают аналогичный показатель цивилизованной Европы в целом. Даже на тротуаре, даже на пешеходном переходе мы не чувствуем себя в безопасности.
В любой момент Вашу жизнь, уважаемый читатель, может оборвать пьяный или обдолбанный лихач, он же гонщик, он же дрифтер, он же просто убийца. Так, как 8 сентября вечером на Фонтанской дороге "стритрейсер" (он же "стритсракер") Олег Семиренко тупо превысил скорость и ломанулся на красный свет светофора. Итог: сначала он врезался в другую машину, потом насмерть сбил двух пешеходов на пешеходном переходе и под конец с размаху вписался в остановку с ожидающими автобуса людьми. Два трупа, шестеро пострадавших в больнице. Я удивляюсь, как этот гонщик вообще выжил и сравнительно целым, без переломанных костей, добрался до изолятора, зала суда и СИЗО.
И это - далеко не первый такой случай. Все помнят Зайцеву в Харькове. Все помнят Петросяна в Одессе - 10 лет назад прошло! Различного рода мажоры за рулем дорогих авто устраивают аварии, убивают при этом людей и не получают реального тюремного срока.
Как это называется? Безнаказанность!. Это значит, думает любой лихач "можно прибухнуть, сесть за руль, сбить кого-то так, чтобы кровь, кишки, рас....ло,- и мне за это ничего не будет, отмажут".
Как с этим бороться? Есть два легальных метода и один нелегальный.
Метод первый. Закон. Правила дорожного движения у нас подразумевают достаточно высокие штрафы и лишение права на вождение после нескольких ДТП. А также достаточно длительные тюремные сроки для виновников аварий с человеческими жертвами. Казалось бы, просто: надо строго соблюдать закон. Однако, здесь есть много "но": полиция не задерживает злостных нарушителей, суды не оформляют им крупные штрафы, а те, кто уже стал виновником ДТП со смертельным исходом чаще всего избегают тюремного срока. Тут срабатывает и правоохранительная система, не способная убедительно доказать, что виновник ДТП условный "Олег Семиренко" превысил скорость, проехал на красный свет, а потом еще и сбил людей. И суды - которые вынуждены довольствоваться теми доказательствами, которые им дают слабо подготовленные или материально заинтересованные правоохранители, и которые вынуждены реагировать на адвокатов виновников аварий, которые ради хорошего вознаграждения убедительно докажут что Сатана не давал Еве плод искушения.
Метод второй. Местные власти создают условия, при которых невозможно устроить ДТП. Речь идет об установке отбойников, "лежачих полицейских", делинеаторов, приподнятых пешеходных переходов, дополнительной подсветки пешеходных переходов и прочих мероприятий, которые физически не дадут лихачу возможности разогнаться и на полной скорости въехать в толпу людей на остановке. Часть из этого - нормальная практика благоустройства европейских городов. Другая же часть - то, что по нашим строительным нормам или по интеллектуальным качествам чиновников воплотить в жизнь просто так нельзя. И это по сути, единственный легальный метод борьбы со смертельными авариями для местных властей. Потому что даже созданные ими различные "муниципальные охраны" могут, в рамках закона, только одно - задержать нарушителя и передать его полиции (которая его затем или выпустит или не сможет доказать в суде, что он нарушитель). Поэтому чрезвычайно важно понимать, что местные власти могут, с одной стороны, создавать условия, когда невозможно устроить смертельное ДТП. А с другой - любое такое строительство, благоустройство или реконструкция, создает условиях для распила бюджетов, дерибана наших с вами денег - которые вместо строительства новых школ, новых детских садов и больниц, покупки общественного транспорта. направляются на борьбу с лихачами-убийцами.
Метод третий. Нелегальный. Подчеркиваю. Называется "суд Линча". Суть в том, что очевидцы ДТП делают все, чтобы виновник "мажорной" аварии не был задержан полицией - то есть, чтобы полиции пришлось констатировать смерть виновника аварии или телесные повреждения, несовместимые с жизнью. Облегченный вариант - нанесение таких телесных повреждений, после которых виновник ДТП больше никогда не сможет сесть за руль автомобиля. Предлагаю только потому, что обычно, после вмешательства полиции и судебной системы, подобного рода дорожные убийцы не сидят в тюрме. Достоинства такого метода при повсеместном его применении: лихачи будут знать, что их ждет. Недостатки: люди могут случайно наказать сами того, кто по собственной воле не стал виновником аварии, ведь бывают же случаи, когда у машины отказывают тормоза, или у водителя случается сердечный приступ. Также при нашей правоохранительной системе сесть в тюрьму могут как раз те, кто устраивает самосуд на месте или защищается от нападавших.
Еще один момент - многочисленные аварии на трассах. С одной стороны, виноваты водители, которые или выезжают на встречную полосу, не справившись с управлением или стремясь совершить обгон на узкой двухполосной дороге. С другой, зачастую виноваты водители автобусов или дальнобойщики, которые вынуждены более чем по восемь часов сидеть за рулем без необходимого отдыха. Тут вопрос уже скорее из области общегосударственной политики - так как основные трассы должны иметь разделение между потоками транспорта. Но это не отменяет соблюдения правил дорожного движения.
Подводя итог, замечу вот что. На самом деле - достаточно просто соблюдать закон и правила дорожного движения. Всем. Всем без исключения. Те же, кто хочет экстрима и быстрой езды, дрифта и дорожных приключений - к вашим услугам заброшенная "взлетка" бывшего аэродрома "Застава". Там, в месте, где нет дорожного движения, можно гонять и дрифтовать как угодно и при этом получать +100 к репутации от себе подобных. А на дорогах общего пользования - строгое соблюдение ПДД. Однако, если полиция и судебная система будут продолжать вести себя в том же духе - то не избежать повсеместного и регулярного применения вышеописанного метода №3. И это не отрицает того, что в ключевых точках местные власти действительно должны создать условия для того, чтобы сделать комфортно пешеходам и не дать возможности водителям разогнаться свыше разрешенного правилами и элементарным здравым смыслом лимита.
Так или иначе, подобного рода аварии прекратятся только в одном случае. Если любой водитель будет знать, что за просто нарушение правил его будет ждать серьезный штраф. За грубое нарушение или аварию - огромный штраф или реальный срок за решеткой. Или, на худой конец, смерть под ударами разъяренной толпы, как это часто делается на Северном Кавказе или в Африке.