Предпосылки спецоперации РПЦ по вопросу единой пасхалии
В последние несколько месяцев ряд религиозных деятелей и экспертов подняли вопрос о том, что имеет смысл объединить празднование Пасхи, как католиками, так и православными, в один день.
Например, этой теме был посвящён материал богослова Вселенского Патриархата, архиепископа Иова (Гечи), в котором священнослужитель рассуждал о пересмотре процедуры расчёта даты Пасхи. В частности, архиепископ Иов, упомянул постановление Первого Вселенского Собора 325 года, на котором было решено праздновать Пасху в один день всеми христианами. И к 1700-летнему юбилею данного Собора, который выпадет на 2025 год, имеет смысл вернуться к решению принятому в рамках его первого собрания и соблюдавшегося несколько столетий.
В свою очередь, РПЦ такие инициативы восприняла крайне недружелюбно и, я бы даже сказал – агрессивно. С учётом же того, что подобного рода возврат к единому празднованию Пасхи православными и католиками поддерживают в ряде церквей, в тот числе и в Украине, можно ожидать в ближайшее время на данном плацдарме очередной спецоперации РПЦ, направленной на дискредитацию такого реформирования.
При этом операция будет иметь аналогичный сценарий, который имел место быть при предоставлении Томоса об автокефалии ПЦУ и был на тот момент направлен на определённые национальные группы. Но в данном случае будет использован более широкий формат влияния.
Напомню, что когда Украине предоставлялся Томос об автокефалии, РПЦвУ намеренно распространяла среди определённых национальных групп откровенно лживую и дискредитирующую данный процесс информацию. Священнослужители РПЦвУ проводили искажённое информирование населения, настраивая его против Томоса и лично Вселенского патриарха.
Например, в Одесской области, в районах компактного проживания этнических болгар, священнослужители РПЦвУ сообщали местным жителям, что Томос об автокефалии Украине предоставляет – Турция! И ведь всё логично, Фанар находится в Стамбуле, Стамбул город в Турции, всё сложилось – мусульмане предоставляют православным какой-то там Томос, чтобы расколоть православную церковь!
Кроме того, не забываем, что болгары в Одесской области оселились, когда бежали от Османского ига и недоверие к Турции, особенно у старшего поколения, это вполне понятная реакция исторической памяти. И из-за слабого информирования и освещения вопроса автокефалии, представители московского экзархата смогли распространить настолько абсурдные нарративы про Томос не только среди этнических болгар, но и других национальных групп, исторически испытывающих недоверие к Турции.
Да, абсурд. Но КПД от такого абсурда был весьма неплох и позволял в ряде сёл даже собирать митинги возмущённых местных жителей, выступающих против предоставления Томоса.
Аналогичный метод будет использован и при рассмотрении вопроса об общем праздновании Пасхи, а он рассматриваться будет. И если в случае с Томосом использовались особенности некоторых национальных групп, то теперь будет использован единый нарратив для всех православных, а именно – “нас заставляют прогнуться под католиков”, “католики нам навязывают свою волю” и т.д. При этом полностью игнорируя тот факт, что столетиями празднование Пасхи было единым и рассмотрение этого вопроса, это достаточно смелое восстановление исторической справедливости и единых традиций.
Но точно так же как “мусульмане даровали Томос Украине”, действительность будет искажаться медийной машиной РПЦ в “католики нас заставляют праздновать свою “неправильную” Пасху”.
В свою очередь РПЦ никогда не отстаивала идеи единения и общих традиций, поскольку раскольничество и интриганство у этой религиозной структуры является генетическим кредо. И в интересах Данилова монастыря не только сохранять это разъединение, но и сыграть на готовящемся сближении свою деструктивную игру, попытаться усугубить раскол.
На сегодняшний день мы можем видеть, в основном обмен “любезностями” священнослужителей и богословов поддерживающих единое празднование Пасхи и представителей РПЦ, категорически отрицающих это. Но, со временем, операция в исполнении РПЦ, направленная против единой пасхалии, приобретёт более масштабный и угрожающий вид. И главным нарративом будет, как я и сказал, пробуждение враждебности и агрессии по отношении к Католической церкви.