Выборы в Молдове поставили Кремль в положение “пан или пропал”
Результаты первого тура президентских выборов в Молдове стали по-настоящему для Кремля неожиданными. Ведь вместо лидерства, скромного или неоспоримого, российского кандидата в лице Игоря Додона, Москва получила его фактический проигрыш в первом туре и весьма смутные перспективы во втором!
В этой связи в последние двое суток внутриполитическая обстановка в Молдове пришла в состояние наэлектризованности, ставшей следствием борьбы проевропейских и пророссийских сил как накануне выборов президента Молдовы 1 ноября, так и их последствием.
Россия направила значительные финансовые и информационные средства на поддержку Игоря Додона и, фактически, осуществляла полномасштабное вмешательство в избирательный процесс через комплекс скоординированных пропагандистских мероприятий МИД РФ в столице и регионах Молдовы. Российские же спецслужбы в Молдове направили свои усилия на укрепление позиций контролируемых кандидатов на пост президента республики, в том числе и посредством ставки на этнический фактор - анклавы в Гагаузии и Тараклии, и так называемой “Приднестровской молдавской республике” (ПМР).
Параллельно, значительные ресурсы были направлены на дискредитацию проевропейских и прорумынских кандидатов, самой большой угрозой среди которых для Москвы была и остается лидер партии “Действие и солидарность” Майа Санду.
Конечно, главной целью Кремля до и после выборов 1 ноября в Молдове является максимальное усиление позиций местных пророссийских сил. Ведь это направление способствует в дальнейшем процессу так называемой “федерализации” и распределению полномочий центральной власти в Молдове. Такой процесс ускорит и признание ПМР как некоего суверенного образования, которое вполне могут принять в состав союзного государства России и Беларуси. Это в свою очередь значительно ускорит раскол Молдовы на автономные регионы, первейшими их которых станут Гагаузия и Тараклия.
Для нынешней российской агентуры в Молдове, фактическая победа Майи Санду в первом туре в разы повышает необходимость дискредитации проевропейских и прорумынских сил, как через участников избирательного процесса, так и через официальных представителей Румынии и ЕС в республике.
В ходе предвыборной компании мы уже могли видеть, как российские и пророссийские пропагандисты в Молдове использовали методики чёрного пиара в своих целях. Например, после мемориальных речей посла Румынии Д.Ионице и военного атташе К.Ладанюка, посвященных памяти погибших во время Второй мировой войны румынских солдат, российской дипломатической стороной был спровоцирован масштабный скандал с присущими Москве нарративами про “фашизм”, который сопровождал всю предвыборную кампанию.
Эти инсинуации привели к тому, что 26 октября дипломатическое представительство Румынии в Молдове обвинило российских “коллег” в манипуляциях и политическом цинизме, а кандидат в президенты Молдовы, представляющий прорумынский блок Unirea Д. Киртоакэ обвинил Россию в попытках дестабилизировать Молдову.
Но если пока речь шла исключительно о политической составляющей нынешнего избирательного процесс в Молдове, то стоит уделить внимание и более опасной составляющей этой президентской гонки.
На сегодняшний день на территории Молдовы имеет место быть значительное и зачастую незаконное присутствие как агентов российских спецслужб, которые являются кураторами Игоря Додона, так и проводящие соответствующую работу в регионе влияния.
Так, в рядах охраны Игоря Додона, в ходе его предвыборного визита в Фалештский район, находились неизвестные русскоговорящие лица, некоторые из которых имели элементы расисткой символики, в частности – флаг Конфедерации. Напомню, что именно этот символ был один в один скопирован непризнанной “ЛНР” и не исключено, что эти персоны имели отношение к данному незаконному образованию.
Дополнительную угрозу представляет уже бывший кандидат в президенты и лидер политической силы “Наша Партия” Ренат Усатий, который по праву считается “третей силой” в Молдове. Опасность данного персонажа не только в том, что он занимает жёсткую пророссийскую позицию и лоббирует идеи федерализации Молдовы по проекту Москвы, а то, что именно через него в республике может быть реализован “белорусский сценарий”, когда коррумпированная и слабая власть Игоря Додона будет смещена тем или иным способом, неким сторонним кандидатом.
Либо же наоборот, когда по итогам второго тура выборов, победившая Майа Санду, получит бонусом масштабный протест пророссийской “пятой колонны” Молдовы.
Вне зависимости от того, кто победит в ходе второго тура выборов, масштабная дестабилизация Молдовы вполне может иметь место быть, что является следствием масштабного вмешательства России в предвыборный процесс республики, что несёт не только непосредственную угрозу суверенитету Молдовы, но и национальным интересам Украины.