Место Украины на арене глобальной информационной войны Кремля
После распада СССР лишь немногие открыто признавали, что единственным, реальным противовесом реваншистским амбициям Москвы, которые рано или поздно должны были возникнуть, могла быть лишь Украина. Ни одна другая страна постсоветского пространства не могла противопоставить в среднесрочной перспективе себя кремлевским амбициям, растущих так же стремительно, как стремительно росли сверхприбыли от энергоносителей.
Одним из немногих выдающихся политологов с мировым именем, открыто заявлявшем о важности Украины как противовеса РФ был Збигнев Бжезинский, в частности, эти его слова четко расставляли все точки над “i”: "Украина является ключевым государством постольку, поскольку затрагивается собственная будущая эволюция России".
Между тем, в то время как мировое сообщество медлило с интеграцией Украины в свой круг, Россия готовила планы по возвращению Украины не просто в орбиту своего влияния, но территориальный состав. В свою очередь, когда в 2014 году попытка оккупировать территорию Украины, воспользовавшись слабостью политической власти, вызванной политическим кризисом, а так же слабостью армии, намерено уничтожавшейся предыдущими руководителями страны, Россия потерпела тотальный провал, в кабинетах Кремля была взята на заметку другая стратегия. Стратегия информационного, психологического подавления населения Украины с полной его деморализацией и хаотизацией.
С 2014 года по нынешний 2020-й мы могли видеть, как работа российских ИПСО совершенствовалась и оттачивалась, исключительно на украинском плацдарме информационного противостояния. От примитивных историй о распятых русскоязычных мальчиках и фотоколлажей, выдаваемых за зверства военнослужащих ВСУ, на самом деле бывших фотографиями массовых расстрелов чеченцев российскими войсками в ходе первой и второй чеченских войн, до масштабных псевдо-расследований, подкрепленных доказательствами в формате "подметных писем".
И в этом году самыми громкими и высокоэффективными информационно психологическими специальными операциями РФ внутри Украины стали так называемые “плёнки Деркача” и “Вагнергейт”. Причем, если первая спецоперация носила характер заранее подготовленной, с многоуровневой поддержкой реализации, то вторая была чистой импровизацией на фоне провала российской же спецоперации по хаотизации и дестабилизации Беларуси.
В свою очередь, именно импровизация оказался в разы эффективней, нежели проработанный и долгоиграющий проект “плёнки Деркача”.
Тем не менее, вне зависимости от того, как формировались эти операции, их целью была социально-общественная дестабилизация Украины, создание эффекта взаимного недоверия не только внутри политических сил, либо общества, но, что немаловажно – внутри силовых структур страны. Важным аспектом этого эффекта было и то, что российская пропагандистская машина не должна была оказывать серьезной информационной поддержки данным ИПСО, а наоборот, они должны были носить привлекательный характер для применения одной из политических сил против другой, с задействованием внутренних медиа-ресурсов.
ИПСО “Вагнергейт” обладала именно такими характеристиками, которые стали максимально привлекательными для одной из политических сил, накануне избирательной компании, как повод дискредитировать другую политическую силу, являющуюся “партией власти”.
Таким образом, что проект “пленки Деркача”, что “Вагнергейт”, зародившиеся в одних и тех гибридных лонах, носили одинаковую цель с очень схожей концепцией распространения, а именно, использования как российских, так и пророссийских ресурсов в Украине, с неизменным участием в распространении так называемых “полезных идиотов”. Причём “Вагнергейт” можно в этом плане считать идеальным вариантом ИПСО со всеми вышеупомянутыми составляющими, не смотря даже на то, что сама концепция фейка не выдерживала и малейшей здравой критики.
Но, как показало время, здравую критику в массе своей слышать аудитория не желает, интуитивно отдавая предпочтение шокирующей и скандальной информации.
Так же само, обе ИПСО ставили перед собой целью и оказание геополитического воздействия на Украину, посредством дискредитации нашей страны в глазах США в деле “плёнок Деркача” и внесение разлада в отношения между Украиной и Беларусью в деле “Вагнергейт”.
И если в рамках “Вагнергейта” Москве удалось изменить внешнеполитический вектор Минска, превратив тем самым Беларусь в страну-изгоя, некое подобие восточноевропейской Венесуэлы, то в “плёнках Деркача” нашла коса на камень. Причем коса нашла именно на ретранслятора российских вбросов – Андрея Деркача, попавшего в санкционный список США.
По сути, это был яркий пример не только того, что ждёт всех, кто пытается впутать США в локальные политические разборки, манипуляции и разного рода инсинуации, но и того, что в глобальной информационной войне Украина отнюдь не на задворках битвы, а в самом её эпицентре
Аналогично и “Вагнергейт”. Ведь если бы официальный Киев быстрее реагировал на задержание 29 июля “вагнеровцев” и на всех уровнях требовал бы их выдачи в Украину, а когда, 6 августа на страницах “Комсомольской правды” вышел фейк про “спецоперацию СБУ”, это лживое расследование было бы оперативно информационно подавлено, вся бы ИПСО не только была бы обнулена, но и не исключено, что развитие событий в Беларуси пошло бы по совсем другому сценарию.
Фактически, единая, слаженная, своевременная реакция на такие явления как две вышеупомянутые ИПСО могла разительно изменить ход событий. Однако этого сделано не было и даже хуже того – политические деятели решили поставить разработку российских спецслужб себе же на пользу, хотя, это равносильно что налить себе чашку цианида, приправить его мёдом и выпить с мыслью, что это панацея от всех бед.
На сегодняшний день Украина находится в самом эпицентре глобальной информационной войны, которую ведёт Кремль не только против нашей страны, но и всех своих потенциальных врагов, коими он считает страны Запада. И нам вполне по силу в этой информационной войне не только ломать планы Кремля, но и кардинально менять ход событий. Это обусловлено тем, что наше место в этой битве – центральное. Но, увы, к сожалению, понимания столь важного аспекта не пришло ко многим, не последним лицам нашего государства.
А без этого осознания, занимать центральное место в глобальной игре и менять ход событий – невозможно.