JF-17 Block III для ВС ВСУ: надо брать или не стоит?

Александр Коваленко, военно-политический обозреватель  |  Четверг, 30 апреля 2020, 14:14
Насколько эффективным и полезным для Украины может оказаться пакистано-китайский истребитель JF-17 Block III.
JF-17 Block III для ВС ВСУ: надо брать или не стоит?

На этой неделе многие профильные украинские СМИ и тематические площадки разразились новостью о том, что Украина рассматривает возможность приобретения пакистано-китайских истребителей JF-17 Block III. На эту мысль подтолкнул визит делегации Воздушных Сил Украины, во главе с генерал-полковником Сергеем Дроздовым, на производственные мощности пакистанской компании Pakistan Aeronautical Complex (PAC).

С учетом того, что компания занимается производством истребителей JF-17, первая мысль, которая могла прийти на ум и которая таки пришла – рассмотрение возможности приобретения Украиной для нужд ВС ВСУ этих истребителей. Однако на самом деле не всё так однозначно и что именно - разберемся.

Во-первых, данный визит в лона компании РАС не мог быть настолько однозначно связанным с закупкой JF-17 Block III хотя бы потому, что суть сотрудничества наших стран заключается ещё и в ракетном вооружении. В частности речь идет о ракетах класса “воздух-воздух” и “воздух-поверхность”.

Поэтому настолько смело предполагать намерение Украины закупать эти истребители, выглядит крайне поспешным. А вот взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество на плацдарме интеграции разработок, это куда более реалистичная причина визита делегации. 

Во-вторых, Украина на сегодняшний день продолжает процесс расконсервации, ремонта и модернизации авиационного парка МиГ-29 и Су-27. И в ближайшее время этого задела хватит для загрузки имеющихся мощностей. После того как потенциал наших запасов будет исчерпан, а весь комплекс ремонтно-модернизационных работ завершен, тогда вполне логичным станет переход на новый самолет. И вот тут выныривает “в-третьих”.

В-третьих, весьма нелогично отправлять делегацию и договариваться о закупках самолёта, совершившего свой первый полет в модификации Block III в январе сего года, при этом не являющегося серийным, но за которым уже выстроена очередь из более приоритетных, по геополитическим причинам, заказчиков нежели Украина.

В-четвертых, а нужен ли нам вообще JF-17 Block III? 

Не так давно я посвятил несколько материалов истребителям JF-17 в контексте намерения Азербайджана закупить эти самолеты для своих ВВС. И в статье "Азербайджан создаёт баланс ВВС в регионе или перевес" я достаточно позитивно отзывался об этих самолетах, что могут мне привести в пример. Но, опять же, не стоит делать поспешных выводов.

Для Азербайджана ставка на JF-17 хороша в контексте противопоставления возможностей своих ВВС, ВВС Армении. Напомню, что сейчас речь идет о противопоставлении армянским Су-30СМ представляющим собой истребитель совсем другого класса, нежели JF-17 и даже превосходящий их по ряду параметров (например, скорость 2М у Су-30СМ против 1,6М у JF-17 и предельная высота полета 17 300 м против 16 900 м). Но, высокотехнологичные достоинства JF-17 Block III делают его более неуязвимым в сравнении с тяжелыми Су-30СМ.

Но главный фактор этого противопоставления – конечный ресурс вооружений. У ВВС Армении ограниченное количество истребителей, что вносит серьезные коррективы в стратегию ведения боевых действий в регионе.

В случае с Украиной, наш главный антагонист, Россия, в противопоставлении возможностей ВС ВСУ и ВКС, имеет, фактически бесконечный ресурс пополнения авиации. Так же не забываем о серьезном, эшелонированном ПВО российских антагонистов, позволяющем охватывать воздушное пространство не только в пределах их границ, но и за сотни километров от них.

Именно по этим причинам, Украине необходим истребитель с высокой живучестью и предельно возможными характеристиками по завоеванию превосходства в воздухе, позволяющим даже в своем воздушном пространстве ему выполнять поставленные задачи, так, словно он находится во вражеском. Это же свойственно, в первую очередь, тяжелым истребителям.

К тому же должен отдаваться приоритет, самолету, который не нуждается в ожидании своего серийного производства и испытаний, имеющему репутацию, подкрепленную участием во множестве конфликтах, с реальным боевым опытом.

JF-17 Block III это, безусловно, отличная машина, которую можно в некотором роде назвать прорывом для пакистанского самолетостроения и она найдёт своего покупателя в мире. Но, увы, это машина не для украинских реалий и украинских потребностей.

 

comments powered by HyperComments