Азербайджан создаёт баланс ВВС в регионе или перевес

Александр Коваленко, военно-политический обозреватель  |  Вторник, 17 декабря 2019, 18:01
Азербайджан в 2020 году может получить первую партию истребителей JF-17. 
Азербайджан создаёт баланс ВВС в регионе или перевес

Ещё в прошлом году стало известно, что Армения намерена получить в своё распоряжение российские истребители Су-30СМ. Тогда я назвал возможное появление Су-30СМ в составе ВВС Армении тотальным разрушением существующего в регионе хрупкого баланса.

В частности, Су-30СМ, которые уже очевидно пополнят ВВС Армении в количестве от 10 до 15 ед, состоявших в основном из штурмовиков Су-25 (12 ед) и учебно-боевых Aero L-39C Albatros (6 ед), дисгармонируют с возможностями ВВС Азербайджана имеющими на вооружении помимо 15 штурмовиков Су-25 примерно столько же МиГ-29, а так же некоторое количество учебных Aermacchi M-346 и Aero L-39 Albatros.

Су-30СМ предоставят ВВС Армении унифицированное превосходство перед ВВС Азербайджана. То есть, Су-30СМ могут эффективно наносить удары, как по наземным объектам, так и по воздушным, в то время как баланс заключался в том, что на вооружении стран были либо штурмовики Су-25, которые не могут работать по воздушным объектам, либо МиГ-29, которые в свою очередь являются исключительно истребителями воздушного боя.

Однако призрак дисбаланса витал в воздухе недолго и, как стало известно, в ближайшее время ВВС Азербайджана могут получить первые истребители пакистано-китайского производства JF-17.

JF-17, так же известный как Chengdu FC-1 Xiaolong, был разработан китайской компанией CAC (Chengdu Aircraft Corporation) при финансовой поддержке Пакистана, на базе производимого в КНР потомка советского МиГ-21 под названием Chengdu J-7/F-7. 

Безусловно, для ВВС Азербайджана это оптимальный вариант по расширению своего парка истребителей, хотя бы потому, что JF-17 это универсальный боевой самолет, в отличие от Су-25, выполняющего роль исключительно штурмовика, или МиГ-29, исключающий возможность отработки по наземным целям.

С другой стороны, насколько же хорош JF-17, например, как противовес Су-30СМ?

Прежде всего, отмечу, что сравнивать эти два самолета категорически неверно. Хотя бы потому, что JF-17 это легкий многофункциональный боевой самолет, а Су-30СМ это тяжелый истребитель завоевания господства в воздухе. То есть, самолёты, априори, разных классов. Тем не менее, в случае обострения ситуации в регионе, не исключено, что им придется сойтись в воздушном бое.

По своим характеристикам Су-30СМ, безусловно, превосходит JF-17, причем, практически по каждому пункту. Тут и скорость 2М у Су-30СМ против 1,6М у JF-17 и предельная высота полета 17 300 м против 16 900 м. Ну и, конечно же, боевая нагрузка 8 000 кг с 12 точками подвески у российского истребителя против 3 600 кг и 7 точек подвески вооружений у пакистано-китайского.

Собственно, как говорится, и сравнивать не стоило, ведь повторюсь, самолёты совершенно разных классов. Но…

Но, вот в том-то и дело, что в отличие от Су-30СМ, JF-17 обладает меньшей эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР) и меньшим тепловым следом от двигателя WS-13 (усовершенствованная версия ТРДДФ РД-93) или вариаций GE F404/RM12 и Turbo Union RB199. В свою очередь, Су-30СМ не только хромает своим ЭПР, но и его парный, мощный двигатель АЛ-31ФП хоть и придает истребителю превосходящие динамические характеристики, но при этом являет собой настоящий подарок для имеющейся на вооружении JF-17 широкой номенклатуры ракет класса “воздух-воздух”.

Конечно, найти золотую середину в сравнении совершенно не поддающихся сравнению двух истребителей крайне сложно. Но, для ВВС Азербайджана JF-17 это возможность сбалансировать свой состав и получить полноценный многофункциональный истребитель. Су-30СМ в данном контексте уже не создаст, какого либо серьезного противовеса, как если бы это было при прежнем парке Су-25 и МиГ-29. 

Хотя, не могу не обратить внимание в очередной раз на то, что Баку продолжает грешить отсутствием унификации техники в своих вооруженных силах.  

comments powered by HyperComments