Турецкие БПЛА Bayraktar TB2 для ВСУ или куда подевались “Горлицы”
Буквально на днях стало известно о том, что Украина получит в своем распоряжение турецкие ударные БПЛА Bayraktar TB2, способные применять высокоточные боеприпасы с лазерным наведением MAM-L та MAM-C.
Тот факт, что Украина и Турция сближается в вопросах ВПК, не может не радовать. Взаимообмен опытом и технологиями важен и крайне полезен. Но, возникает закономерный вопрос, а что же на фоне поставок турецких БПЛА отечественные разработки, такие как ударный беспилотник “Горлица” от КБ “Антонова”?
И вправду, про этот ударный БПЛА в последнее время мало что слышно, а ведь турецкий Bayraktar TB2 мало чем отличается по своим ТТХ от заявленных параметров “Горлицы”. Получается, “зрада”? Что же, разберемся в ситуации, дабы избегать в будущем каких либо манипуляций.
Во-первых, отмечу, что такое направление как проектирование и производство БПЛА для Украины никогда не виделось перспективным. До 2014 года, когда эффективность применения БПЛА была по достоинству оценена и разнообразие как кустарных, так и серийных беспилотников появившихся на свет за это время поистине удивляет.
Но, достаточно ли 4 лет для создания не стандартного БПЛА для ведения наблюдения, а полноценного ударного? Конечно, нет. Ведь славноизвестный MQ-9 Reaper совершил свой первый полет в 2001 году (именно полет), а был принят на вооружение лишь в 2007 году! Аналогично и RQ-4 Global Hawk, впервые поднявшийся в небо в 1998 году, но поступивший в эксплуатацию через 6 лет, в 2004 году.
То есть, следует понимать, что, даже имея производственные мощности, научно-технический потенциал и прочие составляющие, путь такого рода изделия от первых испытаний до вступления в строй занимает года.
Во-вторых, получая Bayraktar TB2, мы получаем не только боевые единицы, но и бесценный материал для изучения турецкого опыта в создании ударного БПЛА подобного типа. А потому, это ничто иное, как совмещение полезного и очень полезного.
В-третьих, стоит учитывать, что упомянутая выше “Горлица” это отнюдь не предел амбиций нашей страны на новом для неё плацдарме БПЛА. Ведь 9 октября 2018 года в Киеве на XV международной оборонной выставке “Зброя та безпека 2018”, была представлена модель стратегического ударного БПЛА, имевшего явно не ТТХ "Горлица" АН-БК-1, а обладавшего взлетной массой 6 000 кг и максимальным весом целевой нагрузки до 1 400 кг.
Конечно, модель может быть лишь моделью, но вот интересная деталь, до выставки в Киеве, ГП “Антонов” на авиасалоне в Фарнборо подписал меморандум о сотрудничестве со швейцарской компанией AIR-ION Technologies SA в разработке и производстве гибридных и электрических беспилотных летательных аппаратов. Причем ТТХ озвучиваемой модели представляли собой сухие, но о многом говорящие данные, о крейсерской скорости 185 км/ч и максимальной взлетной массе до 1500 кг.
А потому, можно смело утверждать, что у ГП “Антонов” есть виденье будущего украинских ударных БПЛА и оно ограничивается не только "Горлица" АН-БК-1. Но, поскольку на этом поле мы только делаем первые шаги, путь от малых БПЛА к стратегическим-ударным займет время и не мало.
Собственно, можно относится к закупкам турецких Bayraktar TB2 по-разному, в том числе и, спекулируя эмоциональной составляющий, коль совесть позволяет. Но отрицать пользу от наличия необходимого нам на сегодняшний день вооружения иностранного производства, отечественные аналоги которого находятся лишь в стадии разработки, не имеет смысла.
В остальном же, всему свое время. Bayraktar TB2 будут поставляться в Украину до 2020 года. К чему придёт ГП “Антонов” за это время, имея в наличии БПЛА совершивший первый официальный полет в ноябре 2017 года - увидим. Но, с учетом мирового опыта, что-то мне подсказывает, что именно после 2020 года наши первые ударные БПЛА “пойдут на золото”.