Россия начала 2019 год с энергетического террора против Беларуси и Армении

Ушедший 2018-й год многих наблюдателей за политической обстановкой на южнокавказском плацдарме удивил весьма неприятным ударом Москвы по Еревану, в виде повышения цены за газ. Это лишний раз продемонстрировало, что в отношениях между двумя странами не все так гладко.
Что же до наступившего 2019-го, то он уже начался с очередной волны споров между Россией и Беларусью. В частности, речь идет о повышении цен на российскую нефть, поставляемую в “братскую”, “союзную” республику.
Вчера президент РБ Александр Лукашенко, в присущей ему форме, возмутился тем, что Кремль остался непоколебим в вопросе налогообложения в нефтяной отрасли, что станет причиной дополнительных бюджетных потерь Беларуси.
Дело в том, что до недавних пор Россия поставляла нефть в Беларусь по льготным ценам, теперь же для этих поставок поднимут НДПИ, вследствие чего нефть станет дороже для РБ на $20 за тонну.
Что удивительно, Лукашенко одновременно заявляет, что для растущей экономики Беларуси такое поднятие цен не катастрофично, а с другой, говорит чуть ли не о потери Москвой единственного союзнику у своих западных границ. То есть, “не катастрофический” рост цен заставляет руководителя страны в очередной раз грозить стабильностью двухсторонних отношений?
На самом деле, в споре на нефтяную тематику, занимающему в истории Беларуси и России десятилетия, не все так прозрачно, как пытаются выдать, что в Минске, что в Москве. И когда Лукашенко заявляет о “не катастрофичности” то говорит об импорте в Беларусь нефти в объемах от 10 до 23 млн тонн (пиковый показатель импорта нефти РФ в РБ). А исходя из роста цены, это лишние $200 – $460 млн нагрузки на бюджет республики с ВВП чуть более $50 млрд (а не $80 млрд, как заявил Лукашенко).
То есть, Москва снова нанесла удар по своему давнему, стратегическому партнеру, от которого напрямую зависит в вопросах своих геополитических амбиций на ближних подступах? Все верно, лишние две сотни миллионов долларов оказались для великой державы важнее спокойствия в Минске.
Подобные тенденции в поведении Кремля, когда он в лучших традициях гопника из подворотни прижимает к стенке своих союзников на Южном Кавказе и у западных границ, не столько их, приближая к себе, сколько подталкивает к отдалению, говорит лишь об одном – деньги сейчас для Москвы куда важнее лояльности Беларуси или Армении. Возможно потому, что денег у самой РФ нет, а вот лояльность, при необходимости, она добудет при помощи “вежливого террора”.