Призывы перекрыть Босфор для РФ: популизм и бесперспективность
Идея закрытия пролива Босфор для российских судов, похоже, будоражит умы лишь наших политических и полуполитических деятелей и не имеет абсолютно никакого отклика за пределами нашей исключительной экономической зоны. И в этом нет ничего удивительного.
Когда я впервые услышал о том, что украинская сторона обратилась к Турции и ряду западных партнеров, с просьбой о перекрытии доступа российских кораблей к проливу Босфор то некоторые время был в диссонирующем ступоре. В ступоре потому, как в условиях повышенной угрозы для наших захваченных моряков, все действия должны носить максимальный КПД, а в случае с Босфором, это пляски с вилами у колодца. Почему так? Объясняю.
Во-первых, Турция хоть и не является большим другом России, а даже наоборот, самый её опасный враг в регионе, но находится с РФ в состоянии взаимовыгодного сотрудничества. К примеру, Анкара покупает у России ЗРК С-400, будет получать газ по “Турецкому потоку”, заваливает россиюшку помидорами и т.д. Взамен, Россия, закрывает глаза на турецкие амбиции на севере Сирии. Недавние уступки с Идлибом, который не стали штурмовать асадиты, тому прямое доказательство.
А потому, у Турции общих интересов с Москвой куда больше чем с Украиной. И идти на столь серьезное обострение без соблазнительного профита никто не будет.
Во-вторых, каково отношение в мире на атаку РФ на катера ВМСУ? Мягко говоря, сдержанная реакция, а если откровенно – бесхребетная и аморфная. А потому, с какой стати будет перекрываться Босфор, если Россию называют агрессором и пиратом XXI века в основном в кулуарах? Не говоря уже о конвенции Монтре, в которой причиной для закрытия пролива должен стать военный конфликт. А он есть?
Кстати, о Монтре и это уже будет, в-третьих – попытка перекрыть России проход через Босфор уже была. Тогда события развивались вокруг многочисленных жертв среди мирного населения в Сирии, куда ежедневно отправлялись российские корабли с боеприпасами, оружием и техникой. И чем все закончилось?
То есть, таран и обстрел двух катеров и буксира, с последующим захватом в заложники их экипажей, должны были стать более весомой причиной для перекрытия Босфора, нежели десятки тысяч жизней, перемолотых в сирийском конфликте при участии российского чугуния, свинца и зарина?
Можно ещё долго продолжать перечислять контрдоводы, углубляясь уже в юридические нюансы, но бесперспективность идеи, думаю, понятна уже и без лишнего канцелярита.
А потому, требование перекрыть Босфор для РФ это наперсная трата усилий, в то время как каждый вектор внешнеполитического давления, в условиях аморфной поддержки Запада, должен быть выверен и обдуман.