Прогулка по чреву Одессы: Дальние Мельницы (ФОТО)

Александр Вельможко, Александра Игнатьева  |  Понедельник, 11 июля 2016, 12:40
Южный Курьер продолжает знакомить своих читателей с современной жизнью неприглядных, но сохраняющих колорит старой Одессы районах города. На этот раз нас ожидают Дальние Мельницы - уголок почти сельской глубинки, затиснутый между промзоной, автомагистралями и железной дорогой.
Прогулка по чреву Одессы: Дальние Мельницы (ФОТО)

Дальние Мельницы расположены куда ближе к центру города, чем Ближние Мельницы. И появились раньше. Еще в начале XIX века, в 1820-х гг. здесь появилось правильно распланированное предместье, соседствовавшее с ветряными мельницами. Поселок мельников располагался достаточно выгодно - в месте, где к городу подходили дороги из Тирасполя и Овидиополя. Рядом были истоки речки, известной позже как Водяная Балка.

Собственно, район с Молдаванкой и Городом связывала и до сих пор связывает улица Мельницкая. Но сейчас она превратилась в автомагистраль - начало Овидиопольской дороги.

Но уже в 1860-х гг. поселок изменился. Паровые машины быстро вытеснили с рынка ветряки. Построили железную дорогу, ряд промышленных предприятий, в том числе коньячный завод Шустова. В результате Дальние Мельницы оказались зажаты между железной дорогой и заводами, превратившись в типичное для того времени рабочее предместье - неблагоустроенное (по меркам рубежа XIX-ХХ вв.), полукриминальное, перенаселенное. Изменился и контингент жителей - степенных мельников сменили пополнившие ряды рабочего пролетариата бывшие крестьяне, батраки и разнорабочие. 

В советское время промзона расширилась - в том числе за счет сноса польского "анклава", улица Мельницкая превратилась в оживленную магистраль. В результате Дальние Мельицы окончательно превратились в "островок" тихой, размеренной почти сельской жизни посреди огромного города.

Хотя здесь построили школу, несколько "сталинок", а затем "хрущевок". В более новых домах жили военные летчики, чьи самолеты стояли на аэродроме "Застава", а в "хрущевках" - работяги с окрестных заводов.

С транспортом на Дальних Мельницах все более-менее наладилось в 1913 году - кода сюда пустили трамвай. Исторически почти сто лет сюда ходил от железнодорожного вокзала маршрут №11. А с 1976 года сюда же, вместо станции Товарной, перенаправили еще и маршрут №30 от Пересыпского моста. 


Конечная трамвая у входа в продмаг на углу Строгонова и Фабричной, фото марта 2007 г.


То же место сейчас

Сейчас общественный транспорт на Дальние Мельницы не ходит вообще. В 2008 году трамвай закрыли - под предлогом строительства автомагистрали "Север-Юг" ради расширения улицы Балковской пожертвовали рельсами и экологически чистым транспортом. Поэтому жители Дальних Мельниц, не имеющие собственного автомобиля, вынуждены идти несколько кварталов до улицы Мельницкой, чтобы сесть в уже битком набитый троллейбус или маршрутку. 

О трамвае напоминают лишь несколько уцелевших участков рельсов, сохранившихся на пересечениях с проезжей частью улиц. В остальных местах трамвайные пути убрали, а их пространство теперь занято палисадниками или припаркованными машинами.

В современных Дальних Мельницах всего несколько улиц. От Балковской отходит улица Желябова (прежние названия - Никифоровская и Панина), ныне "рассеченная" автодорогой "Север-Юг". После перекрестка с улицей Аккордной (ранее - Урицкого, еще ранее Антонова) она превращается в улицу Строгонова, названную в честь одного из домовладельцев, а в советское время именовавшейся улицей Ударников. Паралельно Строгонова в сторону железной дороги идут улицы Радужная (в царское время Борисова, в советское - Циолковского), Литовская (она же Шалинская и Мичурина) и Онежская (Крайняя, она же Филиппова). Пересекают их улицы Вороного (она же Баумана), Василия Стуса (она же Володарского, а до этого Сапожникова) и Фабричная (Новиковская). Улица Фабричная, кстати, с другой стороны железной дороги, у станции "Застава-2", имеет продолжение в виде улицы Новикова.

comments powered by HyperComments