В Одессе презентовали проект скоростного трамвая, который свяжет город по оси "Север-Юг" (ФОТО)

В Одессе презентован очередной проект скоростного трамвая, основанный на предложенной редактором Южного Курьера идее создания сквозного маршрута от поселка Котовского до Люстдорфа на базе существующей трамвайной сети.


Сегодня в одесской мэрии главные транспортники города Александр Илько и Дмитрий Жеман презентовали проект линии скоростного трамвая, которая будет использовать существующую сеть трамвайных путей для создания осевого маршрута "Север - Юг" от улицы Паустовского до Люстдорфа. Это даст возможность доехать с поселка Котовкого или жилмассива Таирова до центра города за 20-30 минут, а через весь город  - за 40-50 минут. Для сравнения, сейчас трамвай с поселка Котовского до Пересыпского моста идет 40-45 минут, а автобусы по сквозным маршрутам через весь город идут более полутора часов.

Среднюю маршрутную скорость движения трамваев (с учетом остановок, светофоров и прочих факторов) предполагается поднять с нынешних 17 км/час до 22,5 км/час. Действующий норматив, при котором обычный трамвай превращается в скоростной - как раз 22 км/час.

Предполагается, что после ремонта отдельных участков путей, маршрут скоростного трамвая пройдет от улицы Паустовского по проспекту Добровольского, Николаевской дороге, улице Черноморского Казачества, спуску Маринеско, улицам Софиевской, Преображенской, Новощепному Ряду, Водопроводной и Люстдорфской дороге. За исключением участков по Софиевской и Преображенской, все остальные участки линии уже сейчас проходят на выделенном полотне и не зависят от потоков автотранспорта. А проблему совмещенных с проезжей частью путей на Софиевской и Преображенской предполагается решить, отделив полосы с путями трамвая либо бордюрами, либо полусферами.

Эта идея впервые была предложена автором этих строк еще в 2010 году в статье "Транспортная стратегия Одессы" и с тех пор неоднократно повторялась в последующих публикациях на транспортную тематику. Ранее, в 2010 году, уже предлагалось осуществить перестройку линии трамвая от Пересыпского моста до улицы Паустовского в скоростную за счет кредита ЕБРР.

Данный проект уже сейчас частично осуществляется. Так, трамвайный маршрут №3 уже ходит от Пересыпского моста до Люстдорфа, обеспечивая таким образом прямую связь жилмассивов имени Таирова и Юго-Западного с центром города и Пересыпью. Основные "загвоздки" проекта - необходимость создания прямой рельсовой связи линии по спуску Маринеско с улицей Черноморского Казачества, ремонт путей на площадях Тираспольской и Старосенной.

На Старосенной площади уже ведется масштабная реконструкция путей, в рамках которой до конца мая поменяют до 500 метров рельсов, восемь стрелок. 

В этом году будет проведен ремонт путей на Тираспольской площади - на этой главной трамвайной развязке центра Одессы заменят пути и стрелки на новые.

Главный этап создания скоростного трамвая - это новая трамвайная развязка у Пересыпского моста. На ее строительство уже объявлялся тендер в конце 2015 года, а сейчас КП "Одесгорэлектротранс" объявило его повторно. Тут предполагается полностью заменить пути и устроить полноценный путевой "треугольник" - по которому трамваи на пересечении спуска Маринеско, Балковской и Черноморского Казачества смогут двигаться во всех направлениях. Сейчас же все маршруты в направлении поселка Котовского связаны с остальной трамвайной сетью города служебной однопутной линией.

На дальнейшую перспективу запланировано еще два масштабных ремонта путей по линии будущего скоростного трамвая. Это замена путей на большей части линии по Черноморского Казачества, Николаевской дороге и проспекту Добровольского - долгожданное осуществление утвержденной горсоветом программы ремонта еще 2008 года. Также предполагается отремонтировать или даже заменить пути на Преображенской между Тираспольской площадью и Софиевской - на этом участке последний раз рельсы меняли в 1990-1991 гг.  

Естественно, что создание скоростого трамвая потребует обновления и самого трамвайного парка. Существующие трамваи способны обеспечить необходимый объем перевозок, однако закупка новых вагонов - насущная необходимость. Ведь с 1988 года Одесса получила лишь 13 новых трамваев и несколько десятков подержанных. Два частично низкопольных трамвая удалось закупить или собрать силами самих трамвайщиков в прошлом году. Еще пять трамваев в виде кузовов для последующей сборки будут куплены в этом году, на что уже объявлен тендер. 

Однако, в идеале, на линию скоростного трамвая как для обеспечения объема перевозок, так и для создания позитивного имиджа трамвая как скоростного современного транспорта, а не унизительной лоховозки, нужно около шестидесяти новых вагонов повышенной вместимости (более 200 человек). Это означает необходимость закупки либо полусотни сочлененных многосекционных трамваев, либо ста одиночных, соединенных в составы. Хотя на первое время можно выпускать на скоростной маршрут и старые трамваи - как в виде двухвагонных "спарок" из трамваев "Татра-Т3" (их можно скомпоновать в 14 или даже больше составов), так и в виде одиночных вагонов повышенной вместимости модели К1, К1М и "Татра-Юг" (12 единиц).

В качестве одного из бюджетных вариантов приобретения новых трамваев рассматривается создание сочлененных трамваев "Кобра", которые представляют из себя два вагона модели "Татра-Т3", которые через два узла сочленения "гармошки" связаны между собой навесной низкопольной секцией. Такие вагоны используются на линиях скоростного трамвая в Киеве (14 штук) и Кривом Роге (2 единицы). Кроме того, рассматриваются варианты закупки и более современных низкопольных трамваев.

В перспективе, после запуска скоростного маршрута, на что можно надеяться уже осенью 2016 года, трамвай может стать действительным лидером в сфере пассажирских перевозок в городе. Время поездки из одного конца Одессы в другой сократится вдвое. А общий пассажиропоток городского электротранспорта может увеличиться на треть - с 33 миллионов человек в год до свыше 43 милионов. 

Ключевой для создания линии скоростного трамвая вопрос финансирования может быть решен поэтапно. В максимально дешевом варианте город тратит до восьми миллонов гривен  - только на развязку у Пересыпского моста и ремонт путей на Тираспольской площади, после чего сквозной маршрут запускается на базе имеющихся путей и подвижного состава. А вот любой из вариантов с дорогостоящей заменой путей на половине улицы Преображенской и по линии от Пересыпского моста до поселка Котовского город самостоятельно "осилить" не сможет. Выходом из ситуации может стать целевой кредит Европейского банка реконструкции и развития - переговоры о котором именно на скоростной трамвай ведутся уже много лет. Поворотной точкой в вероятности финансирования столь масштабного проекта стало подписание другого договора о кредите ЕБРР мэром Одессы Геннадием Трухановым, банкиром ЕБРР, руководителем инфраструктурного сектора в Украине Марком Магалецким и директором КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрием Жеманом. Этот договор, предусматривающий выделение Одессе кредита на покупку 45 новых низкопольных троллейбусов, сейчас находится в рабочем процессе выполнения и может стать началом кардинального обновления городского электротранспорта в целом - успех "троллейбусного" кредита повлечет за собой выделение кредита и на трамвай.

Автор: Александр Вельможко
Материалы по теме

Проблема с отсутствием средств на топливо для машин скорой медицинской помощи в Одесской области все еще не решена. После череды взаимных обвинений руководства облсовета и профильного департамента обладминистрации все ждут резервных денег из Минздрава.