В Одессе решают вопрос о принадлежности Хаджибейской дамбы
Завершились оба тендера на ремонт сооружений Румынского канала между Хаджибейским лиманом и Черным морем в Одессе. Этот ремонт был разбит на две части с, соответственно, двумя проектами и двумя тендерами - по реконструкции сбросного канала от Хаджибейского лимана до канализационно-насосной станции №25 и аварийного водосброса-трубопровода от КНС №25 до Черного моря.
В тендере участвовали всего две компании - известная одесситам фирма "Ростдорстрой" и "Мостостроительный отряд №112". Победителем тендера стала компания "Ростдорстрой". Стартовая цена составила 653,63 миллиона гривен по двум тендерам суммарно. Итоговая же цена по двум тендерам стала меньше - 634 миллиона гривен. Все работы должны выполнить до конца 2023 года.
Реконструкция канала - это одна из составных частей общего решения проблемы Хаджибейского лимана и аварийного состояния его дамбы. Пока что в одесской мэрии начинают аварийный ремонт этой дамбы - хотя этого явно недостаточно для того, чтобы решить проблему возможного затопления Пересыпи в случае ее прорыва.
Перед этим был проведен тендер на обследование дамбы, результаты которого должны быть до конца декабря нынешнего года. Также из городского бюджета были выделены 4,4 миллиона гривен на ремонт насосных станций по Хаджибейской дороге, 32, которые могут перекачивать воду из Хаджибейского лимана в море в случае аварийной ситуации.
Тем временем на аппаратном совещании в мэрии 14 февраля обсудили вопрос принятия дамбы в коммунальную собственность города. На данный момент рассматривается вопрос о возможности принятия дамбы в коммунальную собственность городской территориальной громады в Одессе, либо же в масштабе всей Одесской области - для чего либо облсовет, либо ОГА должны обратиться с соответствующими заявлениями.
"Дамба размещена на территории не только города, но и области. Было заседание Госкомиссии по техногенным вопросам, которая поручила ОГА совместно с горсоветом решить вопрос о дамбе как о бесхозном имуществе. Но если мы пойдем по порядку этой процедуры, тогда сначала имущество берется на учет как бесхозное, мы ждем год, и только после того, как ни один владелец не отметил, что это его имущество, объект перейдет в коммунальную собственность" - заметила на совещании руководитель юридического департамента одесской мэрии Инна Поповская.
В настоящее время уровень Хаджибейского лимана более чем на 2,5 метра превышает нормальный. Сама дамба находится в аварийном состоянии. Те насосные станции, которые находятся непосредственно у тела дамбы, уже давно протекают. Тело дамбы тоже протекает и повреждается после каждого серьезного дождя или шторма на Хаджибейском лимане. Соответственно, угроза прорыва дамбы и затопления всей Пересыпи, со всеми вытекающими последствиями, нависает над Одессой как Дамоклов меч.
После того, как еще с конца 1920-х годов одесская канализация стала сбрасываться в Хаджибейский лиман, уровень водоема стал стремительно расти, и уже в начале 1930-х пришлось строить дамбу, чтобы защитить от затопления Пересыпь. И все равно полностью это не удалось - хотя бы потому, что лиман все же затопил часть территории Хаджибейского парка, в том числе с участком линии 20-го трамвая. Дамбу построили на деревянных сваях, вбитых прямо в песчаный или илистый грунт - то есть, надежного основания у нее нет.
В 1941 году дамбу взорвали отступающие советские войска, и больше чем на полгода вся одесская Пересыпь оказалась затоплена водой. Дамбу восстановили в середине 1942 года румынские оккупанты. А затем ее ремонтировали в конце 1960-х - примерно тогда же, когда проложили нынешнюю Объездную дорогу вокруг Одессы.
В 2016-2017 гг. на ремонт Хаджибейской дамбы выделили 42 миллиона гривен. Ее действительно укрепили, но это было, извините, залатывание дыр. Уже штормы 2019 и 2020 года очень серьезно повредили дамбу. А выпавший 22 июля 2021 года сильнейший ливень снова серьезно повредил дамбу. Зная о проблеме, городские власти стучатся, в самом буквальном смысле, во все двери, во все инстанции. Дело в том, что дамба до недавнего времени была фактически бесхозной. Никакого практического решения проблемы на данный момент нет.
Но есть уже не один, а два вариант, как можно быстро решить проблему. По дамбе проходит часть Объездной дороги - она здесь узкая и двухполосная, нуждается в расширении до 4 полос.
Один из вариантов, озвученный вице-мэром Одессы Михаилом Кучуком - это строительство новой дамбы, параллельно старой, с размещением на ней двух полос дороги. Затем будет реконструирована старая дамба - и по ней также проложат еще две полосы дороги.. Сейчас уже иду проектные работы относительного того, как именно это делать.
Второй вариант, о котором рассказал руководитель службы автодорог Одесской области Дмитрий Рыбалка, состоит не только в дорожном строительстве ценой более 3 миллиардов гривен, но и в реализации еще одного проекта с ценой около 800 миллионов гривен. Речь идет о реконструкции так называемого Румынского канала для того, чтобы регулировать уровень Хаджибейского лимана и постепенно понизить его до нормативных показателей - примерно на 2-2,5 метра от нынешнего. Тогда, считает Дмитрий Рыбалка, вода отступит от нынешней старой дамбы и непосредственная угроза ее прорыва будет снята. И уже после этого можно спокойно возводить фактически новый участок Объездной дороги в том или ином виде, который также будет выполнять функции дамбы и защищать от возможности затопления низменных районов Одессы - полей орошения и Пересыпи.