В Одессе взялись за обследование аварийной дамбы Хаджибейского лимана (ВИДЕО)
Одесское городское управление капитального строительства объявило в системе Prozorro тендер на обследование технического состояния дамбы Хаджибейского лимана, по верху которой проходит Объездная дорога.
Электронные торги должны пройти 5 ноября, а все работы по обследованию в виде готового отчета должны быть поданы до конца декабря 2021 года. Стартовая стоимость тендера - 1,4 миллиона гривен.
Теоретически, обследование дамбы должно показать ее реальное состояние и дать понимание - что с ней дальше делать, сколько времени эта дамба может продержаться до капитальной реконструкции и каков должен быть объем и стоимость этой самой реконструкции.
Недавно из городского бюджета были также выделены 4,4 миллиона гривен на ремонт насосных станций по Хаджибейской дороге, 32, которые могут перекачивать воду из Хаджибейского лимана в море в случае аварийной ситуации.
В настоящее время уровень Хаджибейского лимана более чем на 2,5 метра превышает нормальный. Сама дамба находится в аварийном состоянии. Те насосные станции, которые находятся непосредственно у тела дамбы, уже давно протекают. Тело дамбы тоже протекает и повреждается после каждого серьезного дождя или шторма на Хаджибейском лимане. Соответственно, угроза прорыва дамбы и затопления всей Пересыпи, со всеми вытекающими последствиями, нависает над Одессой как Дамоклов меч.
В нашем видео - анализ текущего состояния дамбы и возможных путей ее реконструкции с расширением Объездной дороги.
В 2016 году на ремонт Хаджибейской дамбы выделили 42 миллиона гривен. Ее действительно укрепили, но это было, извините, залатывание дыр. Уже штормы 2019 и 2020 года очень серьезно повредили дамбу. А выпавший 22 июля 2021 года сильнейший ливень снова серьезно повредил дамбу. Зная о проблеме, городские власти стучатся, в самом буквальном смысле, во все двери, во все инстанции. Дело в том, что дамба до недавнего времени была фактически бесхозной. Никакого практического решения проблемы на данный момент нет.
Но есть уже не один, а два вариант, как можно быстро решить проблему. По дамбе проходит часть Объездной дороги - она здесь узкая и двухполосная, нуждается в расширении до 4 полос. Е
Один из вариантов, озвученный вице-мэром Одессы Михаилом Кучуком - это строительство новой дамбы, параллельно старой, с размещением на ней двух полос дороги. Затем будет реконструирована старая дамба - и по ней также проложат еще две полосы дороги.. Сейчас уже иду проектные работы относительного того, как именно это делать.
Второй вариант, о котором рассказал руководитель службы автодорог Одесской области Дмитрий Рыбалка, состоит не только в дорожном строительстве ценой более 3 миллиардов гривен, но и в реализации еще одного проекта с ценой около 800 миллионов гривен. Речь идет о реконструкции так называемого Румынского канала для того, чтобы регулировать уровень Хаджибейского лимана и постепенно понизить его до нормативных показателей - примерно на 2-2,5 метра от нынешнего. Тогда, считает Дмитрий Рыбалка, вода отступит от нынешней старой дамбы и непосредственная угроза ее прорыва будет снята. И уже после этого можно спокойно возводить фактически новый участок Объездной дороги в том или ином виде, который также будет выполнять функции дамбы и защищать от возможности затопления низменных районов Одессы - полей орошения и Пересыпи.
После того, как еще с конца 1920-х годов одесская канализация стала сбрасываться в Хаджибейский лиман, уровень водоема стал стремительно расти, и уже в начале 1930-х пришлось строить дамбу, чтобы защитить от затопления Пересыпь. И все равно полностью это не удалось - хотя бы потому, что лиман все же затопил часть территории Хаджибейского парка, в том числе с участком линии 20-го трамвая. Дамбу построили на деревянных сваях, вбитых прямо в песчаный или илистый грунт - то есть, надежного основания у нее нет.
В 1941 году дамбу взорвали отступающие советские войска, и больше чем на полгода вся одесская Пересыпь оказалась затоплена водой. Дамбу восстановили в середине 1942 года румынские оккупанты. А затем ее ремонтировали в конце 1960-х - примерно тогда же, когда проложили нынешнюю Объездную дорогу вокруг Одессы.