Одесскую Пересыпь показали с высоты (ВИДЕО)
Показываем в видеоролике район Пересыпи и максимально лаконично говорим об истории и современности этого места. Взлетаем в воздух неподалеку от железной дороги и строительства новой автомагистрали в одесский порт и смотрим на заснеженную Пересыпь.
Современная Пересыпь - это промышленный район Одессы между Черным морем и Хаджибейским лиманом. Сейчас здесь проживает около 8 - 10 тысяч человек, тогда как еще в начале 90-х было более 30 тысяч жителей. Большую часть района занимает промышленная и транспортная инфраструктура, в том числе порт с нефтегаванью, Одесская ТЭЦ, предприятия по хранению и перевалке нефтепродуктов, руины автосборочного завода и завода по производству сельхозтехники (ЗОР), чуть далее на полях орошения находится портовый терминал "Сухой порт" и станция биологической очистки "Северная". Часть бывших заводов перестроена в офисные центры или логистические комплексы. Основные магистрали Пересыпи - улицы Черноморского Казачества и Атамана Головатого, тут же проходит трамвайная линия на поселок Котовского, будущий скоростной маршрут "Север-Юг".
Пересыпь образовалась еще в Средние века, примерно в XI-XV столетиях, когда Хаджибейский лиман отделился от моря песчаной косой. Отсюда и название - Пересыпь. Позже здесь уже был торговый путь от Южного Буга к старому городу Хаджибей, а вдоль склонов Шкодовой горы возникли казачьи поселения. Сейчас это можно увидеть, прокатившись на 20-м трамваев. С 1831 года Пересыпь засадили деревьями - это были так называемые Левшинские плантации, по фамилии тогдашнего градоначальника. Лес помог уберечь Одессу от пылевых бурь, о которых писал даже Пушкин, помните, "... я жил тогда в Одессе пыльной..."?
Во второй половине XIX века Пересыпь стала превращаться в промышленное предместье. Вдоль берега моря построили новую портовую инфраструктуру - так появились Хлебная и Нефтяная гавани. Вместо вырубленного леса начали строить, один за другим, заводы и жилые кварталы. С 1867 года проложили железную дорогу - сначала это была ветка на Куяльник, а с 1914-го - и новая стальная магистраль в сторону Вознесенска и Бахмача. Тут даже построили второй железнодорожный вокзал, который не проработал ни одного дня, сейчас это административное здание бывшего автосборочного завода. Нефтяные цистерны РОПиТа (русского общества пароходства и торговли) и нефтегавань стали первым этапом создания здесь целого нефтяного комплекса - в 1930-е годы неподалеку построили нефтеперерабатывающий завод, а железнодорожная станция Одесса-Пересыпь получила нефтеперевалочную специализацию.
В советское время продолжилась тенденция превращения Пересыпи в промзону. А жилая часть района постепенно становилась все менее привлекательной и престижной для проживания. Что и подтверждается сейчас.
В настоящее время Пересыпь находится под постоянной угрозой наводнений. Самый опасный вариант - это если вдруг прорвет дамбу Хаджибейского лимана - в этом случае вода затопит и улицы, и промзону, и нефтехранилища, и станцию биологической очистки, будет настоящая техногенно-экологическая катастрофа. А наводнения масштабом поменьше случаются раз в несколько лет после особо сильных дождей.
Промзона, Пересыпь и вид на порт Одессы.
Пересыпь: железная дорога, огибающая Одесскую ТЭЦ с грузовым поездом и вид на Слободку.
Пересыпь: вид в сторону Лузановки.
Пересыпь: вид на микрорайон Лиманчик, который скоро снесут, и на нефтехранилища.
Пересыпь: вид в сторону терминала "Сухой порт" и полей орошения.
Пересыпь: вид на центр Одессы - за трубами ТЭЦ и Пересыпскими мостами.
Автомобильная эстакада в Одесский порт и стройплощадка новой дороги в порт.
Остатки квартала Лиманчик и вид на промзону Пересыпи.