Как в Одессе выглядят с высоты птичьего полета поля орошения и Хаджибейский лиман (ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Неділя, 25 квітня 2021, 15:15
Одно из самых необычных мест Одессы - поля орошения, показали с высоты птичьего полета. Это последний большой незастроенный участок земли в Одессе.
Как в Одессе выглядят с высоты птичьего полета поля орошения и Хаджибейский лиман (ВИДЕО)

Еще несколько столетий назад здесь плескались морские волны в устье речки Малый Куяльник, которое представляло собой очень глубоко вдающийся в сушу морской залив. Но достаточно давно, скорее всего, более 700-800 лет назад, устье реки отделилось от моря песчаной пересыпью. Ее ширина сейчас достигла 4 - 4,5 километров.

В нашем видеосюжете - полет на квадрокоптере над Хаджибейской пересыпью вдоль склонов Шкодовой горы, вместе со старинными казацкими кладбищами и заброшенным нефтеперерабатывающим заводом


Хаджибейский лиман до XIX века часто тоже назывался Куяльницким или Малым Куяльницким лиманом. Окончательно его стали называть Хаджибейским уже когда существовала современная Одесса, чтобы отличать от Куяльницкого лимана. Но от старого названия "остались" имена трех поселков Куяльник, стоящих на склонах Шкодовой горы, название одного из водоемов на Пересыпи - Куяльницкая канава, а также название впадающей в Хаджибейский лиман речки Малый Куяльник.

Собственно, уже в XIX веке чисто гидрогеологический и географический термин "пересыпь" дал название целому району Одессы - Пересыпи, раскинувшейся здесь ближе к берегу моря. 

А ближе к лиману была заболоченная местность, изобилующая небольшими озерами и протоками. Сюда "впадала" речка, которая текла до 1970-х гг. по Водяной балке, а также различные овраги на Шкодовой горе. 

Вся пересыпь в Одессе между Черным морем и Хаджибейским лиманом в одной панораме

В конце XIX века, а если точнее - то с 1874 года начались работы по отведению сюда ("орошению") солончаков между морем и Хаджибейским лиманом. Для этого использовалась как вода из многочисленных местных проток, так и поданные сюда канализационные стоки. Система городской канализации, основанная на естественной фильтрации стоков, полноценно заработала с 1888 года. Отсюда и одно из названий этих мест - "поля фильтрации". 

Отфильтрованная на полях фильтрации вода использовалась для орошения садов и огородов на Хаджибейской пересыпи. А избыточная вода отводилась через дренажные канавы. С каждым годом их площадь все увеличивалась. Отсюда и второе, более часто употребляющееся название этих мест - "поля орошения". 

В советское время тут даже организовали колхозы и совхозы, занимавшиеся выращиванием овощей для всей Одессы.  Пика развития система достигла к 1930-м гг. Общая площадь полей орошения вместе с местными дорогами и каналами достигла 1200 гектаров, из которых 140 гектаров были заняты, собственно, полями фильтрации.

Панорама Хаджибейского лимана, села Усатово (слева) и полей орошения, вдали справа виден даже Куяльницкий лиман.

Склоны Шкодовой горы и побережье Хаджибейского лимана были курортом. Сюда еще с 1881 года провели линию парового трамвая (фактически пригородной пассажирской узкоколейки), которую с 1912 года "преобразовали" в электрический трамвай. Тут стояли санатории, лечебницы. Огромный Хаджибейский парк был излюбленным местом загородного отдыха одесситов. Вдоль линии паровика было довольно много вилл и частных домов, сдающихся внаем для тех, кто приезжал на курорты практически со всей Российской империи. Тут почти каждый год по несколько месяцев подряд отдыхала и лечилась от туберкулеза костей Леся Украинка. С другой стороны полей орошения тоже надвигалась цивилизация: шла застройка Балтской дороги, вдоль нее тоже проложили линию трамвая. Еще одну линию трамвая планировалось проложить вдоль берега Хаджибейского лимана, для чего даже успели построить дорогу и бетонные мостики через каналы.

Сначала развитию курортной инфраструктуры помешали Первая мировая и Гражданская войны. Но в корне ситуация изменилась в 1930-е годы, когда поля орошения из оазиса стали превращаться в нынешнее пустынное болото, а курорты Хаджибея утратили свое значение. Причин этому две.

Село Усатово и Хаджибейский лиман

Первая причина - реконструкция системы городской канализации. Стоки примерно с конца 1920-х гг. стали подавать не на поля фильтрации, а непосредственно в Хаджибейский лиман. В результате уровень воды в лимане стал повышаться. И, чтобы избежать затопления всей Пересыпи, лиман "оградили" дамбой. Часть территории, в том числе и пару остановок трамвая 20-го маршрута, при этом все же затопило. Площадь Хаджибейского парка сильно сократилась. А поля фильтрации и поля орошения перестали получать сточные воды. Сельское хозяйство здесь стало постепенно приходить в упадок, а поля орошения стали превращаться в заболоченную пустошь. 

Поля орошения со Шкодовой горы, виден построенный в начале 2000-х заводик по изготовлению подсолнечного масла.

Вторая причина - строительство нефтеперерабатывающего завода на вершине Шкодовой горы. Ради этого даже снесли часть застройки поселка Куяльник на склонах Шкодовой горы. А курортный район стал превращаться в промзону, причем весьма "грязную" - нефтяную. 

Вид на Одессу. Слева - поля орошения, справа - нефтеперерабатывающий завод, вдали - промзона Пересыпи и центр города.

Окончательно же "добил" поля орошения как цивилизованное место 1941 год, если точнее - то взрыв советскими войсками дамбы Хаджибейского лимана при оставлении Одессы 16 октября 1941 года. Вся Пересыпь, поселок Большевик, остатки Хаджибейского парка затопило водами лимана. Вода стояла аж до середины 1942 года, пока румынские оккупанты не восстановили дамбу и не построили канал, соединяющий Хаджибейский лиман с морем - он сохранился, большей частью, до сих пор, и так и называется - "Румынский канал".

Поля орошения - вид на Хаджибейский лиман вдоль Хаджибейской дороги, виден канал - "Куяльницкая канава".

После Второй мировой войны на полях фильтрации еще вели сельское хозяйство - но уже не в прежних, довоенных, масштабах. Окончательно на полях орошения прекратили что-либо выращивать только после 1970 года - после эпидемии холеры.

Вид на поля орошения в сторону Жеваховой горы и поселка Большевик

С тех пор поля орошения окончательно превратились в то, что мы видим - заболоченную пустошь площадью более 600 гектаров. В 1990-е место стало криминальным районом, появилась даже крылатая фраза про возможность "вывезти на поля орошения", что означало билет в один конец. Враждующие между собой криминальные группировки, по городским легендам и милицейским сводками, избрали поля орошения под место для трупов. 

Вид на поля орошения в сторону Жеваховой горы, вдали видны море и поселок Котовского.

В проекте Генплана Одессы 2008 года и в принятом таки в 2015 году Генеральном плане поля орошения предполагают застроить. Это будет частично жилой район - ближе к Хаджибейскому лиману, частично - промышленно-логистический центр - ближе к Пересыпи и существующей там промзоне. Тем временем поля орошения и так превращаются в логистический центр. Здесь построили так называемый "сухой порт"- огромную площадку с размещенным на ней контейнерным терминалом, связанным с портом автомобильной эстакадой. Сейчас сюда начали строить еще одну автодорогу - от объездной дороги. За счет этого грузовики в Одесский порт смогут попадать, вообще не заезжая на городские улицы. 

"Сухой порт" и одесская промзона на Пересыпи.

Другой проблемой полей орошений, особенно в контексте их дальнейшего развития, является состояние дамбы Хаджибейского лимана. Это сооружение, построенное еще в 1930-е гг. "авральным" методом на подвижных илистых грунтах без основательного фундамента, лишь на деревянных сваях, давно исчерпало свой ресурс прочности и находится в аварийном состоянии. Дело дошло уже до того, что любой крупный шторм на Хаджибейском лимане создает серьезную угрозу прорыва дамбы и затопления всей Пересыпи, как в 1941 году. Несколько лет городские власти обращают внимание на проблему, но без толку - так как дамба пока что юридически "бесхозная". И поэтому нет организации, которая имела бы ее на балансе, несла ответственность за ее состояние, и через которую можно было бы направить довольно серьезные средства на капитальный ремонт. Единственная возможность, которую сейчас пытаются реализовать - передать дамбу как гидротехническое сооружение на баланс "Укравтодора", после чего взяться за ее реконструкцию. Фактически речь идет о том, чтобы рядом со старой дамбой насыпать новую, со стороны лимана - и проложить по ней новую четырехполосную объездную дорогу. Старая дамба при этом станет частью новой. 

Поля орошения и берег Хаджибейского лимана

Лишь после этого можно будет делать что-то основательное с полями орошения. Тем более, что строительство здесь как промышленно-логистических объектов, так и возможная будущая жилая застройка, будут довольно интересными для инвесторов, так как поля орошения сделали "зоной приоритетного развития" с местными льготами на налоги на землю и компенсации части налогов из местного бюджета. Однако, это будет "компенсироваться" технической сложностью и дороговизной прокладки сюда инженерных коммуникаций и капитального строительства. 

Поля орошения и Пересыпь на фоне моря.

Ну а если же этот проект удастся хотя бы начать - то это вдохнет новую жизнь и в расположенный рядом вдоль склонов Шкодовой горы депрессивный район частного сектора с линией 20-го трамвая. Может быть, даже, для обслуживания нового района линию 20-го трамвая реконструируют. 

20-й "камышовый" трамвай

Все это, разумеется, лишит поля орошения их нынешнего живописно-депрессивного внешнего вида, уникального для местности в городской черте. Но, по сути, поля орошения и район Жеваховой горы сейчас остались чуть ли не единственными местами в Одессе, которые еще не застроены, не заселены и никак не используются.

Склоны Шкодовой горы застроены частным сектором.

comments powered by HyperComments