Когда нужно ставить зимние шины и зачем
Ключевые отличия зимних шин от летних
Прежде всего, зимние покрышки отличаются от летних чисто визуально — у них более глубокий и крупный рисунок протектора. Но ключевое отличие кроется в разном составе резины. Дело в том, что каучук, на основе которого создается автомобильная резина, при высоких температурах переходит из эластичного состояния в текучее, а при низких — из эластичного в стеклообразное, иными словами, твердеет.
Разная температура перехода и является главным отличием летней и зимней резины. При температуре 4–7 °С летние покрышки начинают твердеть, сцепление с дорогой ухудшается — и ездить на такой резине становится опасно. Зимние же шины из-за особого химического состава даже при отрицательных температурах остаются мягкими, обеспечивая надежное сцепление с дорожным полотном. А вот при температуре выше 7 °С они становятся более вязкими, липкими, поэтому быстрее изнашиваются.
Разновидности зимних шин
Выделяют три типа зимних покрышек.
- Европейские — рассчитаны на сравнительно мягкие зимы, хорошо подходят для езды по мокрому снегу. Отличаются диагональным рисунком протектора (елочкой) с водоотводными каналами и тонкими прорезями.
- Скандинавские — предназначены для сурового климата и езды по заснеженной дороге. Отличаются крупными прямоугольными блоками с мелкими полосками.
- Шипованные — рисунок схож со скандинавскими шинами с той лишь разницей, что тут на протекторе установлены шипы. Основное предназначение шипованных покрышек — езда по обледенелой дороге. Выпускаются также шины, в которых вместо шипов имеются посадочные места под их установку. В таком случае владелец авто сам выбирает, когда стоит устанавливать шипы.
Когда переобуваться?
Рекомендуется при снижении среднесуточной температуры до 7 °С уже ставить зимние покрышки, хотя многие водители при такой температуре еще не спешат менять резину. Если температура опускается ниже 0 °С, ставить зимние шины советуют как можно быстрее. Если же на улице ниже –5 °С, то ездить на летней резине попросту опасно.
Для сравнения, на снегу при снижении скорости от 50 км/ч до 5 км/ч тормозной путь автомобиля с зимними шинами составляет 30 м, а с летними — 68 м. На льду при таком же снижении скорости в первом случае тормозной путь составить 35 м, во втором — целых 76 м.
Если же зимние шины купить только на переднюю ось, то тормозной путь будет немного больше по сравнению с автомобилем, у которого они стоят на всех осях. Если заменить резину только на задней оси, то показатели будут близки к автомобилю, на котором шины вообще не меняли.
Стоит ли ставить всесезонные модели?
Такие шины изначально предназначены для езды и в холодную, и в теплую погоду. Однако оптимальный температурный диапазон их использования невелик — от 5 до –10 °С. На практике у многих моделей этот диапазон куда шире, но при слишком низких или слишком высоких температурах они ведут себя хуже, чем специализированные зимние или летние соответственно.
В целом, всесезонные шины рекомендуют использовать водителям, которые ездят в основном по городу и проезжают за год менее 10 тыс. км. Тем же, кому приходится часто ездить по разным дорогам в сложных погодных условиях, «всесезонка» не подойдет. Таким водителям лучше иметь два комплекта специализированной резины.