Одесской области угрожает недостаток воды: как с этим бороться (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Вторник, 9 июня 2020, 11:54
Южная часть Одесской области переживает маловодный период. Уровень воды в крупных реках упал, а малые реки пересыхают полностью. Климат становится более засушливым: как с этим бороться.
Одесской области угрожает недостаток воды: как с этим бороться (ФОТО, ВИДЕО)

Вся южная часть Одесской области в этом году переживает засуху. Мы уже видели, как еще в апреле отсутствие дождей погубило урожай озимых, который к июню погиб более чем наполовину. Ситуация на самом деле угрожающая. С одной стороны, меняется климат - в сторону более засушливого, превращающего степи юга Украины в полупустыни. С другой стороны, все меньше воды остается в крупных реках. И Днестр, и Дунай уже второй год подряд переживают "маловодный" период. На Дунае из-за этого уже несколько лет подряд летом даже приостанавливается судоходство. А Днестр еще с лета 2019 года, по словам руководителя одесского регионального бассейнового управления водных ресурсов Лилии Гричулевич, стал "маловодным". На это повлияло как отсутствие осадков прошлым летом, так и бесснежная зима в Карпатах вместе с вырубкой лесов. 

В нашем видеоролике - пересыхающие малые речки южной Бессарабии на примере полностью высохшей речки Киргиж-Китай и обширные водные бассейны Придунавья - озера Кугурлуй, Ялпуг, Картал и, разумеется, сам величественный Дунай.


 

Что будем пить

Именно Днестр и Дунай - основные источники воды для большинства жителей Одесской области, как для питья, так и для сельского хозяйства. Водоснабжение крупных городов области более-менее налажено. Одесса, Черноморск, Южный, Теплодар - получают питьевую воду из Днестра через Одесский водопровод и его многочисленные ответвления, переданные Одесским горсоветом еще в 2003 году фактически в собственность частной компании "Инфоксводоканал", Измаил получает питьевую воду из артезианских скважин. Белгород-Днестровский ранее получал питьевую воду из одесского водопровода по трубе, проложенной по дну Днестровского лимана. Но когда эта труба прогнила и "приказала долго жить", город перешел на артезианские скважины и получает воду в "почасовом" режиме.

Сложнее всего - в Болграде, местный водопровод берет воду из озера Ялпуг. Воды в озере не хватает, а ее качество - "ниже плинтуса". Поэтому уже несколько лет рассматриваются два альтернативных проекта подвода к Болграду питьевой воды. Один, более дорогой, но с более гарантированным результатом - в виде строительства трубопровода от системы Килийского группового водопровода. Второй, более дешевый - в виде строительства трубопровода от Измаила, от местных артезианских скважин - но с риском засорения тех или иных скважин и возможного уменьшения количества воды в них. 

Сельская местность на юге области обеспечена питьевой водой крайне плохо. Подземные воды излишне минерализованы и для питья не годятся. В Арцизском, Тарутинском и части Татарбунарского питьевая вода зачастую - привозная, цистернами. Например, в селе Островное Арцизского района лишь некоторые домохозяйства, по словам председателя сельсовета Петра Добрева, имеют возможность копать колодцы и брать чистую подземную воду, остальные - покупают привозную воду. А для орошения и хозяйства - собирают дождевую воду. XXI век на дворе, а люди вынуждены собирать дождевую воду, чтобы полить огород и постирать вещи.

В то же время значительная часть Килийского и Татарбунарского районов пользуются Килийским групповым водопроводом. Эта система, запроектированная еще в конце 1980-х, и расширенная в 2007-2010 гг., способна давать до 25 тысяч кубометров чистой питьевой воды в сутки. Воду берут из Дуная, "поднимают" через главную насосную и очистительную станцию на крупные водоводы и затем, через другие насосные промежуточные станции. передают в села и поселки. Сейчас на завершающей стадии - подключение к этому водопроводу города Татарбунары и еще двух сел. Люди платят за воду 11 гривен с копейками за кубометр при ее себестоимости более 18 гривен. Разницу дотирует государство и, частично, компенсируется за счет услуг бассейнового управления водных ресурсов аграриям.


 

Незавидная судьба малых рек

Большинство малых рек Одесской области - в жутком состоянии. Разберем ситуацию на примере двух речушек - Киргиж-Китай и Барабой.

В этом году речка Киргиж-Китай, которая начинается на территории Молдовы, а впадает в озеро Китай Измаильского района, пересохла полностью. Воды нет от слова "совсем". На 64 километра длины речушки было построено 45 ставков, из которых на сегодняшний день действуют 33.

Русло речки советские мелиораторы "спрямили" в 1970-х - и "отрезали" реку от тех мест, где ее пополняли подземные воды. На фото видно, как в желтом поле ячменя есть зеленые "меандры" - поле находится над старым руслом, и его видно вот так. 

В результате почти вся вода уходит в ставки, и самой речке не остается почти ничего, или совсем ничего. Местные жители говорят, что такое впервые, хотя еще несколько десятков лет назад это была полноводная речка, в которой можно было ловить рыбу и купаться. О масштабах можно судить по ширине речной долины - более километра, и по крупному железнодорожному мосту через Киргиж-Китай около села Островное.

Другая речка - Барабой, на сегодняшний день уцелела, но превратилась, большей частью, в заросшее камышом болотце. Начинается она около села Васильевка Раздельнянского района (там, где усадьба "Человека-волка") и впадает в Черное море в курортном поселке Грибовка. На 71 километр ее длины - два крупных водохранилища и 39 ставков. Одно из водохранилищ находится около города Теплодар и должно было обеспечивать водой так и не построенную атомную электростанцию. На примере Барабоя можно видеть проблемы всех без исключения малых рек Одесской области - излишнюю зарегулированность стока в виде бессистемно построенных прудов, плотин, водохранилищ, которые забирают на себя большую часть речной воды. Люди массово не соблюдают "норматив" - 25-метровую водоохранную зону вдоль берегов малых рек - поля и огороды поступают к воде буквально вплотную. Берега усеяны мусором и отходами.

А советский "проект" спрямления малых рек, призванный ускорить их течение и избежать заиливания русел, оказался провальным. Дело в том, что такие малые реки "прокладывали" себе русло именно там, где их питали подземные воды в низинах огромных когда-то речных долин - и поэтому речки текли с многочисленными поворотами, меандрами, но накапливали в себе всю воду. А спрямление русла давало кратковременный эффект, затем через несколько лет сказывалось отсутствие выхода подземных вод в русло - и, с одной стороны, речка теряла воду, а с другой стороны - низменности вдоль старого русла заболачивались. 

Впрочем, у данной проблемы есть пути решения. Это, в первую очередь, раздамбовка части ставков в руслах малых рек и возвращение самих рек в их старые русла. На примере речки Киргиж-Китай - только на проектирование этого решения нужно около 3,5 миллионов гривен, деньги "неподъемные" для бюджета одного села. Но вполне посильные для большой объединенной громады или укрупненного района, особенно в сотрудничестве с тем же бассейновым управлением водных ресурсов - крупной организации с большим финансированием из государственного бюджета. Аналогичный проект раздамбовки другой речки - Большого Куяльника, покоится уже несколько лет, и областные власти никак не могут его реализовать.

Но в постепенной гибели малых рек виноваты не только советские мелиораторы и обустройство прудов и ставков. Изменения климата в сторону более засушливого, постепенное пересыхание малых рек фиксируется еще с самого начала ХХ века - уже практически на протяжении 120 лет. В исследовании М.Ш. Розенгурта об одесских лиманах приводятся данные наблюдений и экспедиций с выводами о пересыхании малых рек еще за 1902 год. 


 

Сельское хозяйство должно перестроиться

Вся южная часть Одесской области относится к зоне рискованного земледелия. Жаркий и, с каждым годом, все более засушливый климат будет приводить к тем последствиям, как в нынешнем году, все чаще. Это прекрасно понимали в советское время, построив мощные системы орошения, основанные на подаче воды из Днестра и Дуная. Всего создали более 60 оросительных систем на общей площади более 250 тысяч гектаров. Крупные придунайские озера перешли в статус водохранилищ. Системы получились сложными: воду из Дуная "поднимали" насосными станциями до крупных водохранилищ, естественных (как те же придунайские озера) или искусственных (например - Нерушайское водохранилище в Килийском районе). Затем воду через каналы и трубопроды подавали к более мелким распределительным сетям - небольшим бассейнам, а оттуда уже прямо на поля.

В цифрах Дунайско-Днестровская оросительная система выглядит так: это сеть трубопроводов общей длиной 3773 километра, 1361 километр наземных открытых каналов, 16 водохранилищ общим объемом 60 миллионов кубометров, 274 насосных станции и тысячи различных гидротехнических сооружений. 

На полях, где еще сохранились оросительные системы, подведены трубы, к которым подключают мощные дождевальные установки - "Фрегаты". Их и сейчас можно увидеть в Овидиопольском, Беляевском, Килийском и других районах. Устраивают и капельное орошение - стоит дороже, так как нужно прокладывать больше труб. Но в перспективе оно позволяет существенно экономить воду - от трети до половины, либо при том же расходе воды резко увеличивать урожайность. 

В Белгород-Днестровском и Саратском районах еще несколько лет назад магистральные трубопроводы оросительных систем были выкопаны, демонтированы и сданы в металлолом - этот процесс проходил под контролем тогдашнего нардепа-мажоритарщика Виталия Барвиненко. Сейчас в Килийском, Измаильском и Татарбунарском районах оросительные системы вполне работоспособны - и активно используются. В этом году на поля уже подали 47 миллионов кубометров воды. Выделено 63 миллиона гривен только на оплату электроэнергии для работы насосных станций против изначально запланированных на это в начале года 42 миллионов. "Маловодный период начался еще с лета 2019 года. Могу сказать, что наше предприятие в этом году, как никогда, поддерживает наших аграриев. Мы ежемесячно просим деньги у государства на обеспечение подачи воды и уже получили на 50 процентов больше запланированного объема финансирования. Это относится и к электроэнергии, и к уровню зарплат, и к средствам на восстановление насосных станций" - говорит руководитель управления водных ресурсов Лилия Гричулевич.

Но просто дать воду для орошения полей мало. Надо понимать, сколько этой воды надо - чтобы не "залить" поля и не привести к подъему уровня грунтовых вод. А грунтовые воды засолены, и их подъем приводит к превращению плодородных земель в солончаки и болота. Так уже произошло в Татарбунарском районе в 1980-х, когда соленое приморское озеро Сасык превратили в пресноводное водохранилище и взялись активно орошать из него окрестные поля. После нескольких лет сельскохозяйственного изобилия все пошло прахом - вода в Сасыке стала непригодной ни для чего (мелиораторы не учли попадания в него соленых подземных вод), орошаемые поля от подъема соленых подземных вод засолились. Понадобилось более двух десятков лет. чтобы эти земли вернулись в нормальное состояние, а сам Сасык до сих пор остается зоной экологического бедствия.

Сейчас продолжает действовать система мониторинга грунтовых вод. По всему югу Одесской области то тут, то там разбросаны специальные скважины, в которых проверяют уровень грунтовых вод и берут их пробы. На основе полученных данных делаются выводы - насколько уровень грунтовых вод высок, не угрожает ли это подтоплением, можно ли орошать поля, сколько воды давать на орошения и ответы на многие другие вопросы. При этом данные показывают, что более 80% орошаемых земель - в порядке. и лишь менее 5% в непригодном для земледелия состоянии.

Изменения климата явно приведут и к изменению модели сельского хозяйства. Вместо массового выращивания зерновых культур аграрии юга Одесской области будут вынуждены перейти к более рентабельным культурам в условиях достаточно высоких затрат на орошение. Это могут быть сады, виноградники, овощи - или пастбища (дешевле всего). Фактически, это может быть израильская система сельского хозяйства - основанная почти исключительно на орошении в условиях засушливого жаркого климата, с выращиванием высокорентабельных культур.


 

Как спасают придунайские озера

Озера, расположенные вдоль украинской части Дуная - Кагул, Картал, Кугурлуй, Ялпуг, Софья, Котлабух, Китай и другие, также оказались под угрозой экологической катастрофы. Впадающие в них мелкие речушки пересохли или пересыхают - и не дают воды. Низкий уровень воды в Дунае приводит к тому, что естественные протоки и каналы из реки в эти озера мелеют, заиливаются и также не дают воду. Искусственные же гидротехнические сооружения - дамбы и шлюзы, часто находятся в аварийном состоянии, не используются и перекрывают доступ дунайской воде в озера. 

Так, озеро Котлабух из-за бездействия системы каналов и шлюзов, подающих в него воду из Дуная, к 2019 году превратилось в болото - уровень воды упал, прекращение поступления воды из Дуная и мелких речушек привел к повышению солености и "цветению". На берегах Котлабуха проживают более 20 тысяч человек, в том числе огромное село Суворово в статусе поселка городского типа с населением почти 5 тысяч человек.

Опасаясь экологической катастрофы и реагируя на обращения местных властей на уровне громад и сельсоветов, бассейновое управление водных ресурсов за зимний сезон 2019-2020 гг. нашло средства на ремонт и расконсервацию насосной станции, которая регулировала подачу воды из Дуная в Котлабух. 24 марта в озеро начали качать воду и к началу июня закачали более 40 миллионов кубометров воды. Уровень Котлабуха поднялся, соленость уменьшилась - и проблема отступила.

Также вновь запущено снабжение водой озера Картал через протоку Кишкова из озера Кугурлуй. Несколько десятков лет назад к берегу Дуная проложили по насыпи автодорогу, которая фактически перекрыла протоку и привела к прекращению естественного поступления воды в озеро Картал.

Проблему решили за счет сотрудничества с организацией "Ривайлдинг Украина", которая получила грантовые средства на экологические и природоохранные проекты в Придунавье. За средства одного из таких грантов организация вместе с Измаильским районным управлением водного хозяйства построили на дороге водопропускное сооружение по протоке Кишкова. Фактически, в том месте, где насыпь пересекает протоку Кишкова, уложили трубы под дорогой и забетонировали насыпь. 

Восстановление водоснабжения озера Картал - одновременно пример того, как местные и центральные власти могут сотрудничать с общественностью и привлекать средства за счет международного сотрудничества, и начало более общего проекта возобновления нормального обмена воды Дуная и придунайских озер. "Я могу гарантировать, что буквально в течение нескольких недель работы протоки вы увидите здесь больше открытой воды, а специалисты подтвердят это с помощью данных мониторинга. Мы надеемся, что в течении следующих 3,5 лет реализации проекта мониторинг состояния рыбных ресурсов покажет позитивные изменения. Опыт, накопленный при восстановлении экосистемы озера Картал, поможет в будущем восстановить большие водоемы — Кагул, Кугурлуй, Катлабух, Китай, Ялпуг, где из-за их размеров и большей вовлеченности в хозяйственную деятельность существуют намного большие проблемы" - отметил менеджер проектов ОО "Центр региональных исследований" Олег Дьяков.


 

Таким образом, "водные" проблемы Одесской области, несмотря на неизбежное изменения климата, вполне решаемы. Если граждане и власти на всех уровнях будут осознавать масштабы проблемы и принимать меры - то можно решить и часть ныне существующих проблем, и не допустить ухудшения ситуации. Со стороны каждого человека это может быть банальная экономия воды и цивилизованное обращение с водными ресурсами и природой на самом элементарном уровне (не оставлять мусор, например). А со стороны властей и, особенно, ответственных за экологию и водные ресурсы организаций - это грамотное проектирование и эффективное использование тех немногочисленных ресурсов, которые есть сейчас. 

comments powered by HyperComments