Кто убил людей при пожаре на Троицкой

Александр Вельможко  |  Суббота, 7 декабря 2019, 15:57
Руководитель спасателей Одесской области Виктор Федорчак вчера признался в преступной бездеятельности. Бездеятельности, по причине которой в огне погибли, как минимум, пять человек. Бездеятельности, из-за которой тяжелые травмы получили семеро пожарных.
Кто убил людей при пожаре на Троицкой

Восемь погибших. Семеро пострадавших спасателей, один из которых в крайне тяжелом состоянии находятся в больницах, и еще один скончался сегодня вечером. И это только предварительные итоги смертельного пожара в доме Асвадурова. С 99% вероятности список пропавших без вести будет сокращаться - за счет увеличения списка погибших. Обгорелые руины уже обследованы. "Надежды, что в здании остаются выжившие, нет. Все помещения, которые не пострадали от огня, обследованы. Людей там нет" - заявил еще в обед 6 декабря заместитель начальника областной ГСЧС Александр Крицкий.

Видео: горящий дом Асвадурова с высоты птичьего полета

Но почему погибли люди. почему вообще возник этот пожар? Ответить на этот вопрос может начальник спасателей Одесской области Виктор Федорчак, который занимает эту должность с лета 2015 года. Это, если взглянуть на его послужной список - настоящий профессионал, с 2000 года - на руководящих должностях в МЧС и ГСЧС, до этого - на офицерских, и достаточно крупных должностях, в армии. 

Вот что рассказал вчера Федорчак в областной администрации относительно противопожарной безопасности в колледже экономики и права, где начался пожар. По его словам, последний раз пожарные проверяли колледж еще пять лет назад. И тогда, в 2014 году, нашли массу нарушений противопожарной безопасности, В частности, в колледже не было противопожарной сигнализации. Не были обозначены запасные выходы. В помещениях и коридорах было очень много пластиковой вагонки. Коридоры и помещения освещались плохо, были захламлены. 

Еще Федорчак заявил, что за те четыре года, которые он возглавляет ГСЧС в Одесской области, он ничего не сделал для устранения выявленных пять лет назад нарушений. "Мы отправили предписание об устранении нарушений, но проверять исполнение этих предписаний мы не обязаны. Директор должен был сам отправить нам письмо о том, что он их устранил. Сейчас сказать, было ли такое письмо от директора, я не могу".

Что это значит? Пожарные нашли нарушения. Отправили письмо: "устранить". Руководство колледжа на это письмо не обратило внимания. А пожарные под руководством Федорчака никак не отреагировали. Хотя они вполне могут подать в суд и прекратить деятельность любого учреждения, где нарушается противопожарная безопасность. Вспомним историю с Украинским театром и музыкальной школой имени Столярского - как только "запахло жареным", немедленно нашлись средства и ресурсы на то, чтобы устранить нарушения. 

Еще слова Федорчака говорят о том, что ни после пожара в лагере "Виктория", ни после пожара в отеле "Токио-Стар", спасатели не дошли до дома Асвадурова и не проверили его еще раз - хотя заявляли о проверке всех без исключения образовательных заведений. 

А тем временем колледж работал в старом здании с деревянными перекрытиями и камышовыми перегородками. Студенты перемещались по захламленному и темному лабиринту узких коридоров - от единственной лестницы к аудиториям. Центральное отопление работало плохо - многие грелись электробогревателями и "дуйками". Проводка в здании менялась то ли в 1966, то ли в 2005 году - и явно не была рассчитана на современные высокие нагрузки от электроприборов. Представьте себе, что означает сочетание греющейся и искрящей электропроводки, проложенной в тех самых старых перестенках с камышом внутри? "Из искры возгорится пламя". И оно возгорелось.

Думала ли об этом директор колледжа Любовь Кочерга? Может быть, думала - так как за последние три года в Министерство образования были неоднократные обращения о выделении средств для ремонта помещений колледжа. "Денег нет, но вы держитесь" - отвечали в министерстве, и переправляли обращения на областную администрацию. А областная администрация и при Игоре Палице, и при Михаиле Саакашвили, и при Максиме Степанове, и при Максиме Куцом - лишь разводила руками с аналогичной фразой. Но сделать элементарные вещи - не захламлять коридоры и иметь доступными запасные выходы, проводить учения по противопожарной безопасности и иметь четкий план действий - можно и без ремонта и без масштабного финансирования.

И уже во время тушения страшного пожара возникает ряд вопросов к организации работы спасателей. Нет, не к самим спасателям, которые отважно шли в огонь, рискуя своими жизнями ради спасения жизней других.

Почему спасателям пришлось идти в огонь без защитного снаряжения, прикрывая лицо простейшими респираторами или даже тряпками?

Почему в первые минуты тушения пожара не было заметно четкой организации процесса - как раз тогда, когда шансы локализовать пламя на минимальной площади были наибольшими?

Почему пожарные рукава были дырявыми и зачастую текли, как решето?

Почему на пожаре в не самом высоком (6 этажей) доме не хватало лестниц - к счастью, на помощь пришли коммунальщики и частники со своими лестницами и вышками?

Почему многие люди, работавшие пожарными 15-20-30 лет назад, и в 2019 году узнают ту технику и то снаряжение, на котором работали когда-то?

Почему по уставу спасателям не положено иметь тенты или брезент для того, чтобы люди могли без смертельного риска выпрыгнуть из окна?

Почему пришлось некоторую спецтехнику, в том числе дроны для обычной и инфракрасной съемки везти аж из Киева при том, что, как минимум, обычные дроны для фото и видеосъемки этого пожара использовали многие одесситы, и я в том числе?

Обратимся к декларация о доходах и имуществе Виктора Федорчака. Он имеет пять земельных участков площадью по 10 и 12 соток в Кировоградской области, полученных в 2010 году - в период его руководства службами МЧС в этом регионе. В Кропивницком с 2007 года владеет квартирой его жена Майя Федорчак. В Одессе Виктор Федорчак арендует квартиру площадью 96 квадратных метров у Александры Кущенко и пользуется комнатой в служебном общежитии. Александра Кущенко - одна из соучредителей фирмы ООО "Энергопромсеть", зарегистрированной в Одесской области в 2015 году и получающей бюджетные подряды на работы в сфере энергетики и пожарной безопасности. Сам Виктор Федорчак машины не имеет, хотя ранее писалось о наличии у него подаренного его 86-летней бабушкой внедорожника. Зато его жена владеет легковушкой "Рено Сандеро" 2012 года и пользуется принадлежащей другому лицу машиной "Audi Q7", принадлежащей Ольге Шелуденко. Сама Ольга Шелуденко - сотрудник фирмы "Инвест-Оптим", один из соучредителей которой Виктор Парфенов является работодателем Майи Федорчак в компании "Алпа". Виктор Федорчак в 2018 году заработал 517 тысяч гривен по основному месту работы, 24 тысячи гривен процентов от банковского вклада и 9 тысяч гривен социальной помощи на лечение, его жена Майя за год получила зарплату в фирме "Алпа" на 6600 гривен, а также 24 тысячи гривен социальной помощи. Наличностью Виктор Федорчак имеет 770 тысяч гривен и 15 тысяч долларов на банковском счету. 

Очевидно, что при таком уровне доходов Федорчаку потребовалось бы много лет, чтобы заработать на те машины, которыми пользуется он сам и его жена. 

Хотелось бы, чтобы пострадавшие при пожаре, родственники погибших как-нибудь просто посмотрели бы в глаза Виктору Федорчаку и задали бы ему те вопросы, которые прозвучали выше. Ведь именно на нем, как на руководителе службы ГСЧС, лежит вся ответственность за организацию работы пожарных и всей системы противопожарной безопасности в Одесской области. Хотя, по свидетельствам людей, работавших в системе ГСЧС в последнее время, куда больше внимания уделялось псевдовоенной шагистике среди пожарных, чем реальной подготовке и материальному обеспечению.

Тем временем полиция уже говорит о двух подозреваемых в возникновении пожара. Интересно, какова будет мера ответственности главного за состояние всей системы противопожарной безопасности за этот пожар?

Видео: спасатели тушат страшный пожар в доме Асвадурова

comments powered by HyperComments