Погром, так погром!

Сергей Стеблиненко  |  Середа, 13 листопада 2024, 10:01
По традиции начну со старого одесского анекдота.
Погром, так погром!

Одесса, 1917 год. Ночью в квартиру еврея-ювелира врываются бородатые погромщики с топорами, иконами и постановлением ЧК на изъятие ценностей.

- Господа-товарищи, я отдам вам все, что у меня есть. Только не насилуйте мою единственную дочь Цилю, - умоляет ювелир.

В этот момент появляется двухметровая 15-пудовая девица, заслоняет грудью 6 размера ювелира и заявляет:

- Папаша, хватит унижаться перед быдлом – погром, так погром!

Вы будете смеяться, но несколько десятков палестинцев и сочувствующих им молодых мужчин вечером в понедельник, 11 ноября, попытались устроить очередной еврейский погром в западном районе Амстердама. Как сообщила полиция, они корежили автомобили и велосипеды, а также забрасывали уличный транспорт петардами. При этом они выкрикивали "Свободу Палестине" и называли евреев "раковой опухолью".

Наибольшую ненависть у них почему-то вызвал обычный трамвай, которому бывшие погонщики верблюдов разбили стекла, забросали петардами и пытались поджечь. Пассажирам удалось спастись.

Стоит заметить, что второй подряд погром не был направлен ни против израильтян или болельщиков прибывшей в город футбольной команды. Это была попытка беглых бедуинов устроить палестинский вариант «хрустальной ночи» уже для местных евреев. К счастью, в роли антисемитов выступила лишь горстка беженцев из Газы, «чухнувших» из родных мест по причине голода, хронической безработицы и страха перед ненавистными израильтянами. Получив вид на жительство в Нидерландах и «сев на шею» бюджету этой процветающей страны, они решили бороться за свободу оставшихся «в родных Палестинах» родственников, не собираясь возвращаться назад, чтобы взяться за оружие и претворить в реальность свои самые смелые сексуальные фантазии.

Надо сказать, погромы имеют многовековые традиции в просвещенной Европе. Все началось с бегства евреев-сефардов, проживавших в захваченных арабами регионах Испании, после массовой резни 1066 года в Гранаде, во время которой было убито 4 тысячи евреев.

Кстати, в ХХ веке еврейский поэт Мотл Аронович Шейнкман (в миру – Михаил Светлов) воспел те страшные события в самом знаменитом своем стихотворении «Гренада». Не знаю, как вы, но мне почему-то кажется, что автор вложил в него совершенно иной смысл:

Я дом свой покинул, пошел воевать,
Чтоб землю в Гранаде евреям отдать.
Прощайте, родные, прощайте, друзья —
Гранада, Гранада, Гранада моя…

Скажете, что «привязано за уши»? Но, тогда становится понятнее, «откуда у парня испанская грусть». Причем, автор открыто ставит этот вопрос перед читателем, намекая на нечто более значимое, чем история простого красноармейца. Тем более, что стихотворение было написано в 1926 году, а гражданская война в Испании (где покойный красноармеец мог пристраститься к Гранаде) началась лишь 10 лет спустя. В ту пору Светлов активно поддерживал Левую оппозицию, в состав которой входили: Лев Троцкий (Бронштейн), Карл Радек (Зобельзон), Лев Сосновский (фамилию не менял) , Григорий Зиновьев (Радомысльский), Лев Каменев (Розенфельд), Михаил Голодный (Эпштейн) и приблудившаяся к сей честной компании… Надежда Крупская. Стоит добавить, что именно туда влились не успевшие выехать за рубеж члены разогнанной большевиками в 1920 году еврейской социалистической партии Бунд.

Впрочем, сейчас не об этом…

Сначала чудом выжившие гранадские евреи перебрались во Францию, откуда в 1321 году их снова изгнали, а в 1325 в Голландии были зафиксированы первые еврейские переселенцы. После того, как в 1348 году разразилась эпидемия чумы, евреев обвинили в том, что они якобы отравили чумой водоёмы и колодцы и в 1349 году были заживо сожжены все евреи, живущие в окрестностях реки Эйссел и в городах Арнем, Наймейхен и Утрехт.

В XV веке положение евреев немного улучшилось, в отличие от других стран Европы, евреи не должны были жить в отдельных, ограждённых стенами районах (гетто) и иметь отличительные знаки на одежде. Однако евреев не допускали к большинству профессий, им строго запрещалось высказываться по поводу христианства, и жить они могли только среди своей общины. В XV веке евреи вновь получили разрешение давать деньги под проценты и получать до 40% годовых! Увы, «пепел Клааса не стучал в их сердцах» и потомки сожженных заживо начали финансировать отродье поджигателей их родственников.

Дальше началось самое забавное - В 1477 году, после того как Мария Бургундская и сын императора Фридриха III вступили в брак, Нидерланды были объединены с Австрией, а их имущество передано короне Испании. В 1522 году Карл V издал указ о борьбе с евреями провинций Гелдерланд и Утрехт, которые отказались принять христианство (он повторил эту хохму в 1545 и 1549 годах, причем, с тем же результатом). В 1571 году герцог Альба уведомил власти Арнема, что все евреи, живущие там, должны быть арестованы и задержаны до тех пор, пока не будет определено место их проживания. Однако в 1581 году депутатами Объединённых провинций была принята декларация о независимости, Филипп II был лишён суверенитета над Нидерландами, а свобода вероисповедания гарантирована 13-й статьёй закона Утрехтской унии. Так Нидерланды оказались идеальным местом убежища для преследуемых евреев со всей Европы.

В 1593 году в Амстердам прибыли марраны – оставшиеся в Испании евреи, публично принявшие христианство, но тайно продолжавшие исповедовать иудаизм. Они обладали большим экономическим потенциалом, а их усердный труд способствовал процветанию страны. Евреи встали на сторону дома Оранских, получив взамен покровительство королевской семьи, а Амстердам превратился в центр европейской торговли, куда евреи везли на продажу свои товары со всего мира. Дошло до того, что в 1622 году король Дании Кристиан IV пригласил евреев Амстердама селиться в своей стране, где наряду с другими привилегиями им была предоставлена свобода вероисповедания.

В Амстердаме среди евреев, в основном торговцев, менял и ювелиров стали проявляться новые «национальные» профессии – ученые и врачи. Любопытно, что евреи-торговцы к «переквалификации» своих детей относились крайне настороженно, считая, что новое ремесло не сможет прокормить многодетные еврейские семьи.

Идиллия продолжалось до конца XVII века, когда в страну хлынула новая волна миграции – из-за 30-летней войны и восстания Богдана Хмельницкого сюда потянулись ашкенази – восточноевропейские евреи. По сравнению с сефардами и марранами, они были бедны и чрезмерно религиозны, потому богатые северные общины не встретили их с распростертыми объятьями. Пришлось селиться в сельской местности новых южных провинций. Правда, из-за этого отношение к евреям со стороны властей не изменилось – оно было настолько благоприятным, что Виллем V Оранский, постоянно посещал по праздникам синагоги и еврейские свадьбы в знатных еврейских семьях и участвовал в застольях в качестве «посаженного отца». Его сын принц Виллем VI в 1813 году был торжественно коронован и стал носить имя король Виллем I. Накануне битвы при Ватерлоо в 1814 году главный раввин Гааги провел специальную службу благодарения Богу, на которой молился о защите союзнических армий. Многие евреи сражались в Ватерлоо, где погибли тридцать пять еврейских офицеров. После этого Виллем VI сам лично занимался организацией еврейской общины.

Процветание евреев в Нидерландах продолжалось в течение всего XIX века. В 1900 году в Амстердаме проживали 51 000 евреев, из которых бедняками были только 12 500. В Гааге соответственно 846 из 5754, а в Роттердаме 1750 из 10 000. Для сравнения - в 2020 году в Израиле за чертой бедности жили 1 980 309 евреев или 23 % (в ультраортодоксальном секторе — 49 %, а среди арабского населения - 35,8 %).

Так продолжалось до 1940 года, когда голландские евреи ощутили на себе страшное слово «Холокост». Из 154 887 евреев, живших в Голландии в 1941 году выжить удалось лишь 14 346…

Что же происходит в Голландии сегодня?

По состоянию на 1 января 2020 года иммигранты и их потомки составляли 24,2 % населения Нидерландов (в том числе 9% марроканцев, 5% турок) и проживали, в основном, в 4 городах - в Амстердаме они составляли 55,6 % населения. В Гааге, Роттердаме и Утрехте этот показатель был 55,6 %, 52,3 % и 36,1 % соответственно.

Сегодня в Нидерландах проживает от 41 до 45 тысяч евреев (44% всех голландских евреев – в том же Амстердаме). Получается, на 22-23 тысячи евреев Амстердама приходится порядка 5 тысяч палестинских арабов (всего их в Нидерландах около 9 тысяч), которые едва ли в состоянии «делать погоду» в этом городе. Но, если добавить к ним единоверцев - турок, марроканцев и выходцев из других арабских стран, то неприятности могут превзойти самые паскудные прогнозы. Впрочем, пока противостояние не переходит из межнационального в межрелигиозное ситуацию можно контролировать. Но если… Даже думать про это не хочется… Впрочем, можно направить туда Цилю из старого одесского анекдота в сопровождении группы поддержки военнослужащих ЦАХАЛ, которые довольно быстро наведут порядок, приговаривая "погром, так погром"...

P.S. Сколько не искал в сети, но так и не смог обнаружить ни одного упоминания о процветании Амстердама из-за переехавших туда палестинцев. История вообще не помнит ни одного подобного случая. Может, я не там искал?

comments powered by HyperComments