О бедном поэте замолвите слово...

Сергей Стеблиненко  |  Субота, 15 липня 2023, 11:44
Всмотритесь в картину моего школьного приятеля Александра Ройтбурда, которого скоро будут называть сначала выдающимся, а затем и великим украинским художником.
О бедном поэте замолвите слово...

 'А теперь ответьте на один единственный вопрос - можно ли частично "арапскорго" поэта, которого даже еври признают своим, вычеркнуть из жизни только за то, что он родился не в том месте, не в то время и не совсем в той семье?

Вчера Киеврада переименовала парк Пушкина в парк Ивана Багряного, а гражданские активисты употребовали выбросить из кресла стоящего там памятника одного поэта и усадить на него другого.

Стыдно признаться, о существовании Ивана Багряного (в миру -  Лозовяги), претендующего (в прямом смысле слова) на место Пушкина я совершенно ничего не знал вплоть до появления на странице одного из моих друзей сообщения об этом эпохальном событии. Скажу прямо - нисколько не сомневаюсь в праве киевлян менять местами поэтов, которые к их родному городу не имели никакого отношения.

Из биографии выяснил, что Иван Павлович Лозовягин (так он русифицировал свою фамилию для большей "благозвучности" в среде советских пропагандистов) героически "воевал" в политотделе Красной армии с войсками Директории (с сечевыми стрельцами УНР и белогвардейцами гетмана Скоропадского бороться он не мог по причине малолетства), защищающими Киев от "совдепии". Из-за сильного украинского акцента соратники по борьбе за коммунизм называли молодого человека «мазепинцем», потому верного ленинца из него не получилось. В 1925 году он покинул ряды коммунистической молодежи и занялся литературой, публикуясь в «Життя й революція», «Червоний кордон», «Червоний шлях» и других не менее патриотичных изданиях. В 1932 году его арестовали за «проведение контрреволюционной агитации» и отправили на Дальний Восток в трехлетнюю ссылку. За попытку побега ему "впаяли" еще "трешку", но в 1937 году все-таки сбежал, а в 1937 был задержан на родной Слобожанщие, после чего снова оказался в Харьковской тюрьме, из которой пять лет назад "стартонул" покорять Дальний Восток.

Начало войны Иван Багряный встретил в Ахтырке Сумской области, где работал декоратором местного театра. Далее в его биографии следует некий провал - известно лишь то, что поэт некоторое время служил... редактором оккупационной газеты «Голос Охтирщини». В 1943 году Банряный бежал с отступающими немцами в Галицию, где начал работать в референтуре пропаганды ОУН - писал песни и статьи на национальные темы и рисовал агитационные карикатуры и плакаты. В 1945 году он снова бежал, хотя соратники по ОУН боролись с советским режимом до1952 года. В Германии он основал Украинскую революционно-демократическую партию (УРДП), редактировал газету «Українські вісті»,и даже был заместителем президента УНР в изгнании С. Витвицкого.

Заметьте - я ни слова не написал о литературном наследии поэта Багряного, так как ни слова из его произведений не читал. Не исключено, что этот человек действительно обладал даром слова, перед которым меркнет весь литературный багаж Пушкина, включая матерные эпиграммы и скабрезные записки "рогатым" мужьям, которых общепризнанный "мастер языка" активно пользовал. Как только начну читать Багряного, так сразу поделюсь с вами своими впечатлениями.

А теперь несколько слов о Пушкине...

Этот автор не менее противоречив,чем Багряный. С одной стороны он пишет абсолютно имперскую поэму "Медный всадник", с другой - очерк "История Украины" (не "Малороссии", а именно Украины), доказывая существование украинцев впервые в российской литературе, в-третьих, он искренне гадил имперской знати, пополняя их семьи необычными для тех широт чрезмерно смуглыми, курносыми и кудрявыми детьми. За последнее, как мне кажется, можно простить любвеобильному поэту любые литературные шалости.

По сравнению с Багряным у Пушкина имеется целый ряд преимуществ: 
- во первых, он не служил ни советской, ни тем более окупационной немецкой власти,
- во-вторых, был запредельно аполитичен и не менял свои взгляды, как солдат портянки,
- в-третьих, за свою короткую и насыщенную жизнь успел наплодить столько детишек, что даже в толерантном высшем свете Петрбурга время от времени вспыхивали всплески расизма.

К третьему пункту стоит добавить, что единственный сын Багряного от первого брака в 1961 году выступил по радио и проклял отца. Естественно, детишки Пушкина такого вольнодумства себе не позворляли (а может, просто не было радио?).

Возникает вопрос - не лучше ли киевлянам дотерпеть до конца войны и поставить в бывшем парке Пушкина-Багряного памятник одному из Героев, погибших при обороне Киева? Ведь, ни Пушкин, ни Багряный ничего подобного не совершали...

P.S. В конце 90-ых перевел для школьного утренника сына пушкинское "Лукоморье", после чего ребенка едва не выставили из гимназии. Заканчивалось оно так:     

Колись я в тіх краях бував,
Дубок і справді величавий -
Під ним сидів арап курчавий,
Мені про це розповідав...
(Сашко Гарматний)

comments powered by HyperComments