Что наша жизнь? Игра!

Сергей Стеблиненко  |  Понеділок, 19 липня 2021, 11:17
Эта фраза в интернете часто приписывается Петру Ильичу Чайковскому, автору музыки "Пиковой дамы", а не его брату Модесту, написавшему либретто оперы или Александру Сергеевичу Пушкину, чья повесть послужила первоисточником их творчеству. Впрочем, речь пойдет не об этом...
Что наша жизнь? Игра!

В театре Grange Park Opera в Суррее недалеко от столицы Великобритании состоялась премьера оперы, посвященной отравлению в Лондоне бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. Об этом 14 июля сообщило Еuronews.

Разрешение на постановку дала вдова Литвиненко Марина.

"Мне нравится название "Жизнь и смерть Александра Литвиненко", потому что за то, чему он посвятил всю жизнь и чего не смог добиться, он расплатился своей смертью, как жертвоприношение", – сказала она.

Глава оперной труппы Васфи Кани сообщила, что из уважения к вдове покойного в постановке не будет предприниматься попыток представить историю Литвиненко в искаженном или гипертрофированном виде.

Музыку для произведения написал британец Энтони Болтон после прочтения книги Марины Литвиненко и Александра Гольдфарба "Смерть диссидента".

Режиссер-постановщик спектакля – Стивен Медкалф, он ставил "Аидуе" в "Альберт-холле" и "Пиковую даму" в Ла Скала.

Партию Литвиненко исполняет тенор Эдриан Дуайер. Среди персонажей, задействованных в постановке, – супруга Литвиненко, российский бизнесмен Борис Березовский и депутат Госдумы Андрей Луговой.

Чтобы повторилась история "Макбета" или "Ричарда III" нужно, чтобы автором пьесы был как минимум Уи́льям Шекспи́р, сумевший привнести в скупую на эмоции историческую интригу настоящую жизнь.

Честно говоря, меня воротит, когда в качестве сюжета сценических произведений используются конкретные события реальной жизни, имеющие не художественную, а документальную подоплеку. Это сильно напоминает балет «Соколы революции» с танцующим с бревном Лениным в Государственном академическом театре танца Республики Казахстан или спектакль о Сталине "Чудесный грузин" с Ольгой Бузовой на сцене МХАТа им. Горького. А сколько "Малых земель" тиражировалось на 1/6 земной тверди после выхода брошюры Брежнева "о себе любимом"?

Как мне кажется, это уже не искусство, а похожее на презерватив одноразовое зрелище, которое можно "натянуть" (простите за бестактность) на любое взволновавшее общество событие.

Раньше думал, что подобные катаклизмы случаются лишь в советских и пост-советских театрах. Увы, действительность оказалась намного суровее - западный мир оказался подвержен таким же извращениям.

Возможна ли привязка на театральной сцене к конкретному человеку, оставившему свой след на планете? Конечно же "да!", ног только не к реальному персонажу, а к его художественному образу. За примером далеко ходить не стоит - гениальная Лариса Кадочникова в роли Сары Бернар в спектакле "Актрисе всегда 18" по пьесе Джона Маррелла на сцене Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки. Лариса Валентиновна создала свою Сару Бернар, возможно, не имеющую ничего общего с оригиналом. Причем, неизвестно, кого в этом образе больше - знаменитой французской актрисы или самой Кадочниковой.

Что наша жизнь?
Игра!
Добро и зло – одни мечты!
Труд, честность – сказки для бабья.
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья!
Сегодня ты, а завтра я!
Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи!
Пусть неудачник плачет,
Пусть неудачник плачет,
Кляня, кляня свою судьбу!

P.S. Ну, а танцующим с бревном Лениным можно "полюбоваться", если перейти к этой ссылке. Кстати, вы не в курсе - дали бревну звание народного артиста или бедняга до сих пор числится в заслуженных?

comments powered by HyperComments